Томас Гарди - Мэр Кестербриджа

Шрифт
Фон

Действие романа развертывается в 20-40-х годах XIX века, в одном из юго-западных городов Англии, выдуманном городе Кестербридже (прототипом которого стал город Дорчестер в Дорсете). Герой романа Майкл Хенчард - сельскохозяйственный рабочий, батрак, которого нужда гонит в город на заработки. Благодаря исключительным качествам своего самобытного характера, этот выходец из народа становится мэром города, но превращается на новом поприще в своевластного эгоиста и себялюбца.

Содержание:

  • О Гарди, Уэссексе и "человеке с характером" 1

  • Глава I 5

  • Глава II 8

  • Глава III 9

  • Глава IV 10

  • Глава V 12

  • Глава VI 13

  • Глава VII 14

  • Глава VIII 16

  • Глава IX 17

  • Глава X 19

  • Глава XI 20

  • Глава XII 21

  • Глава XIII 22

  • Глава XIV 23

  • Глава XV 25

  • Глава XVI 27

  • Глава XVII 28

  • Глава XVIII 30

  • Глава XIX 31

  • Глава XX 32

  • Глава XXI 35

  • Глава XXII 37

  • Глава XXIII 39

  • Глава XXIV 41

  • Глава XXV 43

  • Глава XXVI 44

  • Глава XXVII 46

  • Глава XXVIII 48

  • Глава XXIX 49

  • Глава XXX 51

  • Глава XXXI 52

  • Глава XXXII 53

  • Глава XXXIII 55

  • Глава XXXIV 57

  • Глава XXXV 59

  • Глава XXXVI 60

  • Глава XXXVII 62

  • Глава XXXVIII 64

  • Глава XXXIX 65

  • Глава XL 67

  • Глава XLI 68

  • Глава XLII 70

  • Глава XLIII 72

  • Глава XLIV 74

  • Глава XLV 76

  • Примечания 77

Томас Гарди
МЭР КЕСТЕРБРИДЖА
Жизнь и смерть человека с характером

О Гарди, Уэссексе и "человеке с характером"

Кто знает Томаса Гарди, тот бывал в краю Уэссекса. И не забудет его - ни деревни Мелсток, ни города Кестербриджа. Останутся в памяти поэтичные образы, начнут представляться чудаковатые фигуры, странные, трогающие сердце человеческие судьбы. И будет казаться: жил этот край - долгие годы, многие столетия - и вот исчез, стерт с лица земли. Но стоит обратиться к книгам Гарди, и вновь оживет целый мир, раскроется вся его история, объяснится его трагедия. Творческая мысль Гарди сочетала силу и смелость, какие свойственны только большому таланту. Ей были доступны обширные планы, она могла сосредоточиться на отдельном факте и охватить сложный процесс, соединить в систему развернутые картины. Опору она искала в сердце, в самых трепетных его движениях, запечатлевших интимнейшие переживания писателя, связанные с родным краем.

В средние века, "во времена Гептархии" (V–IX вв.), Уэссексом называлось одно из "семи королевств" древних саксов. У Гарди это звучное слово, напоминающее о седой старине родных ему мест, слилось с многогранным поэтическим образом, стало его наименованием.

Уэссекс Гарди, где расселились его персонажи, сравнительно небольшая, четко отграниченная и почти замкнутая территория. Она охватывает несколько юго-западных графств, и центром ее служит Дорсетшир с городом Дорчестером (Кестербриджем этой книги). Неподалеку от него, в Хайер Бокэмптон, и родился 2 июня 1840 года - в семье мелкого подрядчика по постройке домов, потомка старинного, но оскудевшего дворянского рода - Томас Гарди, английский романист и поэт. В этом краю он рос, учился, начал писать о нем, работал под руководством местного архитектора. Сюда вернулся из Лондона, где продолжал заниматься архитектурой. Здесь прожил почти всю свою долгую жизнь. Здесь умер (11 января 1928 года), и в родной земле схоронено его сердце (прах его покоится в национальной усыпальнице Англии - Вестминстерском аббатстве).

Уэссекс не только место действия. Это особый мир, литературно воссозданный с точным учетом психологии английских поселян, которым Англия казалась континентом. Прежде всего - это многовековой уклад жизни. Его крушение, окончательный распад полупатриархального народного коллектива - под воздействием лукавого и жестокого духа капитализма - служит основой широкого эпико-драматического замысла, осуществленного писателем в цикле произведений.

В английской литературе последней трети минувшего и первой четверти нынешнего века Томас Гарди - прозаик и поэт - занял видное место. Преемник "блестящей плеяды романистов" во главе с Диккенсом и Теккереем, он в новых условиях, определивших кризис буржуазной культуры, смело отстаивал гуманизм и правдивое искусство. Среди писателей - своих современников - Гарди выделялся страстностью и глубиной социальных обличений, убежденным демократизмом.

В его романах, рассказах, лирике, в эпической драме "Династы" - всюду видна живая, творческая связь с классической традицией и фольклором; сказывается, особенно в лучших романах, близость писателя к народу, прежде всего - к трудовому крестьянству.

Творчество Гарди-прозаика, автора четырнадцати романов, более сорока повестей и рассказов, приходится на 60-90-е годы. Первый его роман (неопубликованный) был закончен в 1868 году, последний опубликован в 1895 году. Лучшие свои прозаические произведения писатель собрал в серию "Романы характеров и быта". К ним он отнес также "Уэссекские повести", тематически связанные с этим циклом. Составившие его семь романов охватывают жизнь английской провинции на протяжении почти всего XIX века. Они позволяют говорить о непосредственной зависимости Гарди как мыслителя и художника от социально-экономических потрясений сельской Англии в кризисную эпоху.

Мечта о патриархальной идиллии, отчетливо выраженная в первых произведениях уэссекского цикла ("Под деревом зеленым", "Вдали от безумствующей толпы"), слепое неприятие капиталистического города ("безумствующей толпы") сталкиваются в его книгах с трезвым, проницательным взглядом. От романа к роману ширится горизонт, громче, решительнее звучит протест, и в нем слышатся голоса, необычные для английской литературы XIX века, - его выражают простые труженики, несущие в себе прекрасные свойства народного характера: любовь и поэтическое отношение к труду, обаятельную чистоту нравственного и эстетического чувства. Двадцать лет пролегает между романами "Под деревом зеленым" (1872) и "Тэсс из рода д’Эрбервиллей" (1891) - лучшей книгой Гарди. Путь был нелегкий, требовалось творческое мужество. Надо было выдержать натиск издателей, травлю тупой и бесчестной критики, противостоять волне упадочного искусства. На переломном этапе возник роман "Мэр Кестербриджа. Жизнь и смерть человека с характером".

Гарди работал над ним около года и опубликовал его в 1886 году. Выпустить роман отдельным изданием оказалось не так просто: консультант издательства Смит, Эдлер и К считал, что отсутствие в книге образов помещиков делает ее неинтересной.

В тот день, когда "Мэр Кестербриджа" начал печататься, Гарди отметил для себя в записной книжке, что правдоподобие характеров- особенно важно, и тем самым косвенно выразил свое отношение к центральному персонажу.

Это - роман о человеке сильных порывов и крепкой воли, о "человеке с характером", как гласит подзаголовок. Печальна его история, но убедительна.

Майкл Хенчард - явление заметное и в творчестве Гарди и в английской литературе. Может быть, он выписан недостаточно тонко, но этой внушительной фигуре не откажешь в глубине, многогранности, жизненной достоверности. К ней надо приглядеться, - тогда, вероятнее всего, впечатление будет сильным и станет понятнее, чем значительна эта книга и почему она привлекает современного читателя.

Надо следить не только за внешними перипетиями жизни, но и за внутренним развитием героя. Его характер динамичен, в духовном состоянии происходят резкие перемены.

Образ Хенчарда начинает вырисовываться с первых строк и обращает на себя внимание своей незаурядностью. Цельная, энергичная натура героя, его колоритность, контрасты и трагизм его судьбы возбуждают интерес невольно. В его личности отразился глубокий пласт жизни, далекой от нас, все же поучительной.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке