Второй роман Алексея А. Шепелёва, лидера группы "Общество Зрелища", исповедующей искусство "дебилизма" и "радикального радикализма", автора нашумевшего в молодёжной неформальской среде трэш-романа "Echo" (шорт-лист премии "Дебют"-2002).
"Maxximum Exxtremum" - "масимальный экстрим", совпадение противоположностей: любви и ненависти, высшего и низшего пилотажа экзистенциального бытия героев. Книга А. Шепелёва выделяется на фоне продукции издательства "Кислород", здесь нет привычного попсово-молодёжного понимания слова "экстрим". Если использовать метематические термины, две точки крайних значений - экстремума - точка минимума и точка максимума - должны совпасть.
"Почему никто из молодых не напишет сейчас новую версию самого трагического романа о любви - "Это я, Эдичка?" - вопрошал Илья Кормильцев. Очевидно, рукопись нового романа А. Шепелёва он так и не успел прочесть.
Отличительные черты текста автора: глубина художественного восприятия, психологизм, неповторимый юмор и едкая сатира, виртуозное владение языком (в том числе и русским матом, создание слов-неологизмов, собственный диалект маргинального микросоциума героев и т. д.), почти беспрецедентная и довольно удачная попытка порно-эротических сцен на малоприспособленном для этого "великом и могучем", социальная и онтологическая проблематика, богоискательство.
Содержание:
Предисловие автора 1
Часть первая 1
Часть вторая 42
Эпилог 83
Алексей А. Шепелёв
Maxximum Exxtremum
В тексте в основном сохранены орфография и пунктуация автора
Предисловие автора
Мои золотые! Дорогие мои читатели и персонажи!
Мне не очень легко и приятно писать эту лав-стори (первоначально роман назывался "Зе***ер, любовь моя"!), даже довольно больно (хотя подчас и от этого довольно сладостно), однако я должен это с-делать, и раз я это делаю, значит это кому-нибудь нужно. Здесь вы найдёте и долгожданное "Echo-2", и совсем иное, хотя тоже страдающее эротизмом (почти уже здоровым) и автобиографизмом (может быть, несколько чрезмерным). Я всегда пропагандировал обычный реализм, основанный на правде жизни. (Впрочем, для протокола ещё раз повторяю: все имена и события вымышлены, и все их совпадения с реальными - случайны. ) Все герои - те же, исключая, конечно, новую героиню, появление которой вносит свои поправки в привычные уже концепты (нужно уточнить, что тут явлено не само классическое "колосистое" наше "Общество Зрелища", а - подобно названию одной моей акварели - "То, что осталось от "ОЗ""). Рисовка и нытьё - не то, к чему я устремляюсь, однако обстоятельства жизнедеятельности заставляют их вычёркивать, то есть писать. Всё описывается довольно подробно, поскольку история эта довольно странная и неопределённая для меня самого - в связи с чем здесь часто используются слова "что-то" (в приложении к глаголам), "какой-то" (к существительным), "всё" и "всё-это" (ко всему), а также тире и многоточия.
Об эпиграфах. Не очень обожаю творчество нижеозначенных рок-групп, однако, когда случайно увидел по ТВ клип и осознал текст, пережил что-то вроде катарсиса и даже дежавю. С похмелья эмоции обостряются, и я чуть не плакал: мне казалось, что всё очень точно. Первоначально роман имел подзаголовок "Письмо в пустом конверте" - адресат которого получает форму (конверт, текст), но без содержания (письма, смысла). "Матрица" тоже незаметно "вошла в мою жизнь" - я плакал, рыдал на её фоне по другому поводу, и только потом понял, что это знак, что она многое доступно объясняет. Летова я осознал и начал изучать не так давно, то есть, по сравнению с подавляющим большинством его поклонников, очень поздно - и долгое время мне казалось, что в настоящем отрезке времени это практически единственный человек, которого можно и нужно слушать, с которым стоит говорить. Если меня упрекнут в "попсовости", то это ничего. Я тогда сам был поэтом… И наконец, отрывок из Ричарда Хелла, замыкая круг, поясняет, как и зачем возникла эта книга.
А.Ш.
Ян. 20-04.
В одном из неснятых фильмов
Федерико Феллини
Лежат снега Килиманджаро
Герой на героине
Героиня на героине
Рано думать о смерти
Я хочу найти письмо в пустом конверте.
Песня групп "Сплин" и "Би-2"
Хуматонами… движут их желания и страх, что что-то помешает исполнению этих желаний. Они руководствуются внешними целями, которые сконцентрированы вокруг "я" и сформировались под постоянным давлением механизма страха и желаний (поиск любви, пищи, денег, славы и в первую очередь социального признания). Хуматоны действуют механически, маниакально, эмоциональное отчаяние доводит их до состояния сдержанного, но постоянного бешенства. У воинов матрицы, наоборот, нет желаний, о которых можно было бы говорить. Они видят матрицу насквозь и понимают, что в ней нет абсолютно ничего, чего они могли бы пожелать… Воины ведут себя так, словно в их поступках есть смысл, словно поступки к чему-то ведут, но на самом деле, поскольку они знают, что их выслеживает смерть и ничто в этом мире не защитит их от неё, они не могут относиться к этому легкомысленно. Они действуют исключительно ради самого действия… Парадоксально, однако, то, что убеждённость в том, что через мгновение всё это исчезнет, не мешает им с благодарностью любоваться этим миром, ибо они знают, что вся эта прекрасная иллюзия (до тех пор, пока они к ней безразличны) - средство для достижения свободы.
Дж. Хорсли, "Воин матрицы"
В это трудно поверить,
но надо признаться…
Е. Летов
Это была хорошая установка. Очень непросто написать сто девяносто страниц про медленное убийство своей лучшей подруги, которое ты совершил собственноручно, и так же трудно представить, откуда берётся желание написать подобную книгу, но Тереза знала, что такова была воля ведьмы из шкафа. И такова была воля ведьмы из шкафа. Возможно, колдунья была заклинателем змей, окрыленным надеждой получить сыворотку из яда Терезы. Возможно, ведьма была учителем, пытавшимся исцелить Терезу от страха смерти. Кто знает? И всё же, вне всяких сомнений, это - великая книга.
Р. Хелл
Часть первая
1.
Заселившись на эту квартиру, мы, конечно, решили начать новую жизнь: О’Фролов сказал, что не будет пить, и сегодня ровно три недели как он не пьёт; три раза в неделю репетиции, причём их все стабильно посещают, причём все в трезвом виде - пить всем запрещено лидерами (то есть мной и ОФ); я даже в неплохой физической форме, потому что на каждой репетиции прыгаю все три часа; более того, мы ежедневно ходим в институт (хотя как всегда к третьей паре); иногда, поверите ли, заходим в магазин, чтобы купить сгущёнку или орешки в шоколаде; а вечером, после репетиций и перед сном, когда я пью свой литор самого дешёвого в мире пива под названием "Уваровское", а ОФ потягивает свою мизерную бутылочку "Фанты" (которую я как дурак ему покупаю), он по своей инициативе читает мне курс философии по советскому учебнику, объясняя, правда, всё на примерах таза и урины, неизменно присутствующих у нас почти на всех квартирах (особо меня поразил "перевод" гилозоизма Баруха Спинозы - "таз с уриной опижживают"!), а Демокрита, Демосфена и Декарта называя Домкрат-1, Домкрат-2, Домкрат-3…
Надо ли говорить, что всё вышеизложенное немыслимо и чудовищно - для тех, кто хоть что-нибудь слышал о наших Саше и Саше, то есть О’Фролове и Саниче (в тамбовской рок-среде, с которой, к слову сказать, мы никак не связаны, о нас ходят идиотические легенды), это просто мир стал с ног на голову!
Я пришёл из институда поздно - до репетиции оставался ровно час, а туда ехать на троллейбусе минут пятьдесят, а надо ещё поесть и собраться, дойти до остановки. А есть-то нечего - с одной стороны, остатки "философской еды" - моего деликатеса - прожаренной, ужаренной, прокалённой фасоли, с другой - остатки его картошки - мятой, с покрошенными прямо в неё солёными огурцами. Первое жистковато - челюсть болит, и это воспринимать внутрь надо философски - не спеша и долго, как семечки, читая или слушая о метафизических истинах, второе - ненавижу, плебейская офроловская стряпня, она меня раздражает даже когда он её поглощает, а я только смотрю. Остаётся универсальный репорецепт - кусок чёрного хлеба, политый растительным маслом и посыпанный солью. Быстро, вкусно, дёшево и вполне по-русски. Ещё можно выдавить на него зубчик чеснока. Или, если хлеб чёрствый и у вас, как и у нас, нет этого приспособления, можно просто корку натереть. Но я за неимением времени и сил обычно делаю проще - употребляю чеснок вприкуску - осталось только масло прихлёбывать из горла! Шарю вокруг - хлеба-то нет, забыл зайти по пути в магазин. Может О.Фролов купит, думаю я, хотя знаю, что он не имеет такой привычки. Кстати, где он? Пора уже ехать, а без него вообще не будет ничего. Неужели у них четвёртая пара, и он на неё остался? Нельзя так безответственно относиться к своему долгу перед Родиной - воспроизводству дебильной музыки!
Мои нервы не выдерживают. Приступ голода - всего минут пять-семь, потом проходит. А репетиция? а работать? а институт? а новый хороший образ жизни? а любовь, которая далеко на горизонте - за горизонтом - вокруг горизонта - не говоря уже о проблемах чисто метафизических!..