В дни строительства Волго-Донского канала передовая бригада экскаваторщиков, работавшая на шагающем гиганте, в обеденные перерывы слушала чтение романа "Как закалялась сталь". Начал читать парторг. Он хотел прочесть лишь отрывки, но по общему решению бригады книга читалась вся. Ее читали вслух по очереди. Это было в трудные весенние дни, когда, напоенная влагой земля засасывала стальные лапы огромной машины, когда грунт, став неустойчивым, вязким, все время угрожал катастрофой, когда то и дело рвались в работе стальные тросы толщиной в руку человека.
Прочтя именно в эти дни славную книгу, экипаж гиганта принял решение: ознаменовать конец месяца сверхплановой выемкой грунта. Вопреки все новым и новым трудностям! Книга Островского навеяла экипажу мысль в этих, небывало трудных условиях, именно в ростепельную слякоть показать всей трассе, что ум и воля большевиков, организованных и вдохновленных партией, может все победить. И они победили, они сделали даже больше, чем обещали.
А вот письмо с целинных земель, можно сказать с самого острого участка передовой линии коммунистического наступления.
"…Осуществилась мечта наша: побеждена часть степи, и мы продолжаем всем дружным коллективом наступать на целинные земли… Жаль, что нет среди нас Николая, вот бы он порадовался".
Может ли любая, самая вдумчивая критическая статья, чьему бы перу она ни принадлежала, более красноречиво выразить общественное признание творчества, чем эти скупые строки и эти скромные, но выразительные дела?
Подвиг и книги Островского давно уже получили всемирное признание. Статистика показывает, что "Как закалялась сталь" - самая популярная советская книга и за рубежами родины. Можно сказать, например, что в Германской Демократической Республике роман этот издавался семь раз, в Японии - три, в Индии он выпущен на нескольких языках индийских народов, что он издавался в Аргентине, Бразилии, Ливане, Монголии, Китае.
Еще до войны один иностранец, прочтя книги Островского, написал: "Ничто не страшно коммунисту, вот вывод из книги, вот итог жизни автора". Этим иностранцем был Юлиус Фучик. Великий коммунист Чехословакии, написав эти слова о великом советском коммунисте, потом и сам, как Николай Островский, всей жизнью своей доказал, что это именно так.
Другой художник-борец, живущий на противоположном конце земного шара, прочтя роман Островского, написал: "…Я не знаю ни одной книги во всей современной литературе на английском языке, которую можно было бы сравнить с этой книгой". Этот художник-борец- Говард Фаст.
Любимый герой Островского Павел Корчагин давно перешагнул границы своей социалистической отчизны. Он шагает по миру через горы и океаны. Он завел себе добрых друзей среди передовых людей всего земного шара. Он воевал в Корее, где один из самых отважных батальонов был назван солдатами его именем. Он партизанил во вьетнамских джунглях, где один из самых смелых разведчиков-снайперов называл себя Корчагиным. Он помогает вчерашним китайским кули, вдохновленным и организованным Коммунистической партией Китая, строить первоклассные заводы, задувать новые домны, творить новую жизнь на освобожденных полях. У него много друзей среди строителей Варшавы, нефтяников Плоешти, текстильщиков Болгарии, албанских виноградарей. Друзья у него во всех странах, по всей земле. Это борцы за мир, за свободу своих народов, за счастье человечества.
Творчество Николая Островского является большой драгоценностью в сокровищнице советской литературы. Его любят, им гордится наш народ.
Николай Островский - художник, взыскательность которого может быть поставлена в пример молодым литераторам. Он не нуждается ни в специальной шлифовке, ни в подчистках текста, что имело место в предыдущих изданиях.
В этом издании собрано почти все творчество писателя: романы, письма, речи. Все это очень разные произведения, отмеченные разной степенью мастерства. Роман "Рожденные бурей" остался неоконченным. В нем нет такой тщательности отделки, той завершенности образов, не чувствуется той строгости художника, с какой взвешена и выверена каждая фраза в предшествующем произведении. Но при всей незавершенности и явной недоделке отдельных глав и это последнее, незаконченное творение писателя и по размаху своего замысла, и по охвату событий, и по степени революционного накала производит очень сильное впечатление. В ряде сцен, таких, как подвиг Андрия Птахи, как эпизод в железнодорожной будке, над которыми писатель успел потрудиться в полную меру сил и дарования, он даже превосходит предшествующий роман, говоря о совершенствовании авторского мастерства.
Да, в наиболее завершенных главах этого романа чувствуется рука настоящего, взыскательного мастера. "Я прочел десять пудов книг", - рассказывал автор приезжавшим к нему писателям в дни работы над этой книгой. И это было так. Островский работал как настоящий историк - изучая литературу, журналы, газеты, жадно расспрашивая очевидцев. В этой кропотливой и мудрой работе выкристаллизовывался замысел романа, герои облекались в плоть и кровь.
Большой интерес представляют и письма Островского. Это не только материалы для биографов и литературоведов, раскрывающих богатый внутренний мир их автора, рисующие его кипучую, неукротимую натуру. Это бесценные человеческие документы, хранящие приметы нашего времени, это поучительное чтение для молодых людей, задумывающихся над своим будущим и готовящихся вступить в большую жизнь.
Сколько страстной веры в победу коммунизма, сколько огромной духовной силы запечатлено в этих письмах и речах, которые и теперь, столько лет спустя, не потускнели и даже не потеряли своей злободневности.
"Знамя мира поднято над нашей страной. Знамя прекрасное - оно надежда всего человечества. Если посмотреть на нашу страну - это трудовой муравейник. Все наши помыслы, все наши мысли - это мирная стройка, это создание коллективного богатства, это поднятие культуры, это строительство, это забота о наших прекрасных детях.
Все мы - в мирном труде, наше знамя - это мир. И это знамя партия и правительство подняли высоко. Вот почему все трудовое человечество смотрит на нас, как на надежду, как на свое упование".
Разве эти слова большевика-патриота, произнесенные в 1936 году, не звучат сейчас столь же свежо и убедительно?
И если, перечитав все написанное Николаем Островским, задумаешься над основным смыслом творчества этого необыкновенного художника, - видишь, что все оно зовет вперед к борьбе и созиданию, показывает, как надо служить своей социалистической отчизне, как надо гордо пройти свою жизнь по пути, указанному партией, чтобы не было стыдно за каждый прожитый день.
Великая заслуга Николая Островского и в том, что ему, одному из первых советских художников, довелось в полную силу нарисовать портрет героя нашего времени, которого советское юношество само и единодушно сделало властителем своих дум.
Уже много лет отделяет нас от того дня, когда ушел от нас, не дописав начатой страницы своей второй книги, этот удивительный человек.
Много событий прошло с тех пор. Его сограждане выиграли гигантскую битву с фашизмом. Развернулось строительство коммунизма в масштабах, небывалых еще в истории.
И сегодня этот страстный, непобедимый и всепобеждающий, вечно юный большевик живет среди нас и трудится вместе с нами, увлекая всех своим примером, зажигая сердца молодежи, ободряя тех, кто ослабел, окрыляя передовиков, зовя двести миллионов своих сограждан и все передовое человечество вперед, вперед и только вперед!
Как закалялась сталь
Часть первая
Глава первая
- Кто из вас перед праздником приходил ко мне домой отвечать урок - встаньте!
Обрюзглый человек в рясе, с тяжелым крестом на шее, угрожающе посмотрел на учеников.
Маленькие злые глазки точно прокалывали всех шестерых, поднявшихся со скамеек, - четырех мальчиков и двух девочек. Дети боязливо посматривали на человека в рясе.
- Вы садитесь, - махнул поп в сторону девочек. Те быстро сели, облегченно вздохнув.
Глазки отца Василия сосредоточились на четырех фигурках.
- Идите-ка сюда, голубчики!
Отец Василий поднялся, отодвинул стул и подошел вплотную к сбившимся в кучу ребятам:
- Кто из вас, подлецов, курит? Все четверо тихо ответили:
- Мы не курим, батюшка. Лицо попа побагровело.
- Не курите, мерзавцы, а махорку кто в тесто насыпал? Не курите? А вот мы сейчас посмотрим! Выверните карманы! Ну, живо! Что я вам говорю? Выворачивайте!
Трое начали вынимать содержимое своих карманов на стол.
Поп внимательно просматривал швы, ища следы табака, но не нашел ничего и принялся за четвертого, черноглазого, в серенькой рубашке и синих штанах с заплатами на коленях.
- А ты что, как истукан, стоишь?
Черноглазый, глядя с затаенной ненавистью, глухо ответил:
- У меня нет карманов, - и провел руками по зашитым швам.
- А-а-а, нет карманов? Так ты думаешь, я не знаю, кто мог сделать такую подлость - испортить тесто! Ты думаешь, что и теперь останешься в школе? Нет, голубчик, это тебе даром не пройдет. В прошлый раз только твоя мать упросила оставить тебя, ну, а теперь уж конец. Марш из класса! - Он больно схватил за ухо и вышвырнул мальчишку в коридор, закрыв за ним дверь.
Класс затих, съежился. Никто не понимал, почему Павку Корчагина выгнали из школы. Только Сережка Брузжак, друг и приятель Павки, видел, как Павка насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры там, на кухне, где ожидали попа шестеро неуспевающих учеников. Им пришлось отвечать уроки уже на квартире у попа.