9 июня 1998 года. (Сергиев Посад)
Яша вернулся с деловой встречи в ресторане Прага лишь под утро и сразу завалился спать. Проснулся он далеко за полдень, поэтому из Москвы мы выехали поздно. В Сергиев Посад приехали в пять часов вечера.
На широкой площади перед главными воротами монастыря тут и там раскинули свои товары бизнесмены-лоточники, предлагая туристам и паломникам различные сувениры, иконы, открытки с видами монастырских построек, цветные буклеты…
Внутри монастыря, за его высокими стенами, народу еще больше. Здесь каждый камень дышит историей государства Российского, историей Русской православной церкви. Блеск и великолепие архитектурных шедевров соперничает с блеском и великолепием внутреннего убранства храмов. К ряду хозяйственных построек, монастырским кельям и корпусу семинарии доступ любопытствующих ограничен. Яша решил, что нас этот запрет не касается. Под его руководством мы довольно благополучно миновали ряд запретных зон, но на подступах к семинарии нас очень вежливо остановил один монах и попросил вернуться назад, присоединиться к толпе более дисциплинированных туристов и паломников. Яша в попытках пролезть туда, где позволено быть только избранным, принялся врать, что у него есть сын, который якобы жаждет поступить в семинарию. Он, Яша, как отец, хотел бы для себя уяснить - чему там могут научить сына? Каким человеком, с какими знаниями вернется сын домой? Вряд ли монах поверил Яшиному красноречию, но обратно не погнал. Предложил присесть на лавочку и подождать, а минут через пять привел к нам мальчика-семинариста и попросил его рассказать нам о задачах семинарского и монастырского образования.
Я не знаю, все ли семинаристы такие умные, каким оказался тот мальчик, но его, а, скорее всего, его учителей, мысли и рассуждения о видах и задачах образования показались мне настолько интересными, что я конспективно, что сумел запомнить, записал их как информацию для дальнейших размышлений.
О задачах образования.
Образование условно можно разделить на три вида.
Первый вид - светское образование. Человек учится читать, писать; развивает свой ум; приобретает знания из географии, алгебры, физики и т. п. Такое образование ничего не говорит человеку о путях к совершенству и тем более не дает ему знаний, как идти по этим путям. Оно нейтрально по отношению к добру и злу. Развитый ум и светские знания можно с успехом использовать для более изощренного удовлетворения своих страстей, что и наблюдаем мы очень часто в современном мире.
Второй вид - внешнее нравственное, религиозное образование.
Человек изучает различные системы философии, психологии и нравственности; Святые Писания, творения Отцев церкви, богословие… Но изучает все эти предметы поверхностно, одной памятью, то есть - внешне. Такое образование дает человеку внешнее абстрактное знание о том, что есть добро и зло, но так же, как и первый вид образования, не учит его идти по пути достижения совершенства.
Третий вид - образование внутреннее, духовное. Религиозные и нравственные истины постигаются не умом и памятью, а сердцем человека. Человеку дается возможность ощутить их опытным путем. Духовное образование, направленное к сердцу, позволяет ему очиститься от всего мрачного, унылого, греховного, запечатлеть в Душе образ Христа и ощутить чистое радостное чувство Богоподобия. Через свет Богообщения человек достигает Боговселения. "Я лоза, вы ветви: пребудете во Мне и Я в вас", - говорит Христос. "Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3. 16.) Можно много говорить о благодати, но постичь ее можно лишь опытным путем - сравнивая состояние своего внутреннего "Я", своей души в благодатном и безблагодатном состоянии. Можно заучить фразу: "Блажени плачущии, яко тии утешатся", но только умеющий плакать, знает блаженство слез.
Любое знание лучше усваивать тогда, когда ни что не отвлекает познающего от предмета познания. Красоту цветка замечаешь, рассматривая цветок, а не вращая глазами по сторонам. Вкусом меда насладишься тогда, когда он не смешан ни с кислым, ни с горьким, ни с соленым. Церковное пение или музыку Баха приятнее слушать в тишине, а не на рынке, торгуясь о ценах на картошку. Без удаления от помех, без сосредоточения не изучишь толком ни арифметики, ни Закона Божьего. Духовное образование более других требует сосредоточения. Чтобы познать себя надо удалиться от всего, что отвлекает, удалиться от страстей мира сего. Именно с этой целью отрок Варфоломей ушел в лесную пустыню, обрел в ней духовную свободу и, приняв при постриге имя Сергия, стал основателем Троице-Сергиевой лавры. Именно с этой целью ежегодно приходят в монастыри тысячи людей, жаждущих самопознания, жаждущих на себе ощутить сладость единения с Богом.
Всякое знание легче усвоить, если рядом есть опытный учитель, наставник. Под руководством учителя, благодаря его опыту, выработанным методикам обучения, обучающийся скорее достигнет существующих вершин в познании предмета и скорее получит возможность идти дальше самостоятельно или в единстве с другими пионерами-исследователями. Это касается всех видов образования. Найти для себя чуткого, опытного духовного наставника гораздо важнее, чем попасть к хорошему учителю танцев или преподавателю английского языка. Но в современном обществе учителя танцев и иностранных языков ценятся гораздо выше, чем духовные наставники. Надо ли говорить, насколько это опасно для человеческого общества в целом? Семинаристы, в какой-то степени, находятся в привилегированном положении. У многих из них духовными наставниками являются преподаватели семинарии. В этом преимущество семинарии перед другими учебными заведениями. В монастырях духовными наставниками являются старцы. Ф. М. Достоевский неоднократно встречался и беседовал со славившимися своей мудростью и "учительностью" старцами Оптиной пустыни. Если вы читали роман "Братья Карамазовы", то можете вспомнить, что рассказывал писатель о старцах ). В миру, реже, но тоже можно найти людей свободных духом, нравственно сильных. Внешне их отличает кротость в обращении с ближними, чистота и какая-то детскость во взгляде незамутненных безумием страстей глаз.
Беды современного общества в том, что все внимание уделяется только первым двум видам образования. Оттого у наших современников, как правило, переразвит рассудок и недоразвиты возвышенные чувства сердца. Они считают их чем-то второстепенным. Прислушайтесь к разговорам людей. Студенты говорят об экономике, интегральных уравнениях, изучении иностранных языков. Инженеры рассуждают о компьютерах, программном обеспечении, Интернете. Домохозяйки обсуждают рецепты кулинарных блюд… Услышите ли вы где-нибудь беседу о том, как отделаться от тщеславия и победить гордость, как научиться искренней и горячей молитве, любви, состраданию…? Можно знать умом Библию, теологию, оккультизм и быть мерзавцем из мерзавцев. Знания ума - это одно лишь любопытство. "Нужно умом в сердце стоять". Один старец говорил: "Вот у него ум, вот - сердце, а между ними каменная стена." Разрушить эту стену - вот в чем задача образования.
Семинарист, видя мою заинтересованность, рассказывал нам о видах образования достаточно долго. Потом, спохватившись, надумал было что-то и о жизни в семинарии рассказать, но время было позднее, к вечерней трапезе опаздывать было нельзя, его окликнул кто-то из друзей и он, извинившись за то, что не успел в достаточной мере полно осветить все интересовавшие нас вопросы, побежал догонять свои семинарские дела.
Нам тоже надо было спешить. Мы хотели еще до захода солнца быть в Рыбинске.
Прощай, Сергиев Посад! Вновь дорога побежала под колеса нашего Джипа, то вытягиваясь впереди прямой серой лентой, то изгибаясь дугой в обход исторических центров земли Русской. Ростов Великий мелькнул силуэтом белоснежных храмов и кремлевских стен с правой стороны дороги, когда она разворачивалась в сторону от озера Неро. Переславль-Залесский и Плещеево озеро - родина Русского флота, остались от трассы чуть левее. Ярославль мы пересекли по диагонали, но нигде не останавливались. Толгский монастырь, расположенный за городом, на левом берегу Волги, оказался, при нашей спешке, совсем не по пути. В десять часов вечера мы прибыли в Рыбинск.