Анна Предайль - Анри Труайя страница 2.

Шрифт
Фон

Сколько раз Анна слышала, как отец спрашивал: "Ну какой же галстук мне надеть, Эмильенна?" Анна всегда смеялась над ним вместе с матерью. Теперь же при воспо­минании об этом у нее сжималось сердце.

Она смотрела на исхудавшее лицо с глубоко запавшими глазами и думала о том, как время все меняет. Возможно ли, чтобы за какие-то несколько месяцев такой живой, такой жизнерадостный человек мог настолько измениться, стать таким озлобленным? Постаревшая, высохшая от бо­лезни, Эмильенна забыла, что она была женщиной. Заме­тив Пьера в проеме дверей, она вся сжималась, точно не могла ему чего-то простить: может быть, хорошего здо­ровья, или гладкого лица, или его жестов, неизменных в течение тридцати пяти лет. Он снова включил радио. Звуки бравурной музыки проникли в спальню.

- Он мне так надоел! - простонала Эмильенна. - Вели ему прекратить...

- Ты же обычно любишь... Это Вивальди...

- Это - Вивальди? Не может быть, такая какофония...

Анна вынесла тазик, попросила отца убавить звук и, как обычно, в семь часов вечера приготовила шприц и иглу, чтобы сделать укол морфия. Эмильенна с нетерпением ожи­дала этой минуты. Теперь она могла быть уверена, что спокойно проведет ночь. Она сама откинула одеяло. Анна склонилась над плоским бедром, обтянутым бледной мор­щинистой кожей, отыскала нужное место, точным движе­нием вонзила иглу. Эмильенна даже бровью не повела. Затем сказала тихо:

- Позвонила бы ты доктору Морэну, чтобы он зашел.

- Зачем? Ты ведь неплохо себя чувствуешь... А других лекарств он тебе все равно не пропишет...

- Ты так думаешь?

Мили произнесла это тоном покорной девочки.

- Пойду приготовлю тебе поесть, - сказала Анна.

- Мне не хочется...

Тем не менее Анна отправилась на кухню и открыла холодильник. Чтобы как-то вызвать аппетит у больной, она готовила для нее каждый вечер маленькие занятные сан­двичи: срезала тонкую корочку с белого квадратного хлеба и располагала на каждом ломтике кусочек ветчины, кру­жочек помидора, листик зеленого салата, а сверху - ка­пельку горчицы. Между делом она снова открыла холо­дильник, достала бутылку "Мюскаде", налила в стаканчик и неспеша выпила.

- Что тебе рассказал Марк? - спросил Пьер, появляясь на пороге.

- Ему очень хотелось повидать тебя и маму. Я пригласила его поужинать у нас во вторник.

- Ты уже говорила об этом Мили?

- Пока еще нет.

- Как ты думаешь, она это примет?

- Мне кажется, ей это будет приятно. Она ведь любила Марка.

- Да, но сейчас она никого не выносит... Кроме тебя и врача. Если бы ты только знала, что было сегодня днем!

- Это все из-за болезни, папа.

- Да, конечно. Но нелегко это терпеть... Тебя-то днем дома нет, потому ты и представить себе не можешь... Мили стала настоящим тираном... Сегодня утром бедная Луиза из-за нее даже плакала... А нам так повезло, что она у нас есть!

Анна машинально налила и отцу стаканчик сухого вина. Он молча поднес его к губам. Они вместе выпили.

- Боже мой, боже мой! - тяжело вздохнул он. - До чего же все печально!

Она разложила сандвичи на тарелке и вымыла руки. Струя воды брызнула на юбку.

- Папа, - сказала она, вытирая руки полотенцем, - тебе надо сменить костюм.

- Почему?

- Ты же знаешь, что он не нравится Мили. И к тому же время года для него неподходящее.

- Это верно. Что же мне тогда надеть?

- Что угодно. Надень шерстяной коричневый жакет.

- Хорошо... сейчас...

На десерт для больной было приготовлено печеное ябло­ко с желе из красной смородины. Пьер снова появился на кухне - на этот раз в платно облегавшем коричневом шерстяном жакете. Небольшой животик, широкие плечи, наивный и мягкий взгляд.

Анна отнесла матери подносик с едой, взбила ей подуш­ки, помогла сесть. Пьер вошел следом и остановился в ожи­дании приговора. Эмильенна оглядела его с ног до головы, но ничего не сказала. Возможно, она даже и не заметила, что он переоделся! После укола ей стало легче, и лицо ее приняло умиротворенное выражение. Она поднесла сандвич ко рту и надкусила. Затем затрясла головой, чтобы оторвать надкушенный кусок. Щеки ее порозовели от уси­лий, и она принялась старательно, долго жевать.

- Тебе нравится? - спросила Анна.

- Да, - ответила Эмильенна. - Очень вкусно.

Пьер присел на край постели. И украдкой с любовью поглядывал на жену - она этого не замечала. Тогда он осторожно прилег с ней рядом, но так неуклюже, что ноги его висели в воздухе, а голова упиралась в подушку. Анна опять подумала, что он, видимо, не понимает, в каком со­стоянии находится ее мать. По временам ей даже казалось, что он не считает Эмильенну тяжелобольной - просто ей неможется, - и потому он иной раз вел себя с ней как мужчина с женщиной. Вот и сейчас - вдруг взял ее руку и, поднеся к губам, прильнул к ней долгим поцелуем. Со­всем как раньше. Эмильенна нахмурилась, и он опустил ее руку на одеяло.

- Анна виделась сегодня с Марком, - сказал он.

На лице Эмильенны не отразилось ничего - точно речь шла о чем-то бесконечно далеком.

- А-а, - протянула она безразлично. - Он в Париже?

- Да, - ответила Анна.

- Ну и как он?

- Как всегда.

- Сколько же лет прошло?.. Три?.. Четыре года?..

- Три года, мама. Я пригласила его к нам поужинать.

Эмильенна с любопытством устремила взгляд на Анну, точно внезапно обрела интерес к жизни своих близких.

- Ты правильно поступила, - сказала она. - Я встану, когда он придет...

И тут же взгляд ее угас. Она снова думала только о себе. Болезнь заменила ей семью. Она оттолкнула тарелку, на которой лежал еще один сандвич. Ее не соблазняло даже печеное яблоко.

- Вам надо поскорее поесть, - сказала она, - а то пропустите начало пьесы.

- Какой пьесы? - спросила Анна.

- Как какой? Я же тебе говорила сегодня утром, что по телевизору будут "Виндзорские проказницы" ... Кажется, это великолепный спектакль...

Телевизор стоял на передвижном столике в углу. Его экран, похожий на огромный, матовый глаз циклопа, отражал свет ночника у постели.

- Не хочешь ли пока посмотреть последние известия? - спросил Пьер.

- Нет, не надо... Анна, милая, дай мне судно...

Пьер вышел из спальни. Через некоторое время Анна пришла к нему на кухню. Они ужинали там за столом, крытым пластмассой, - так было проще. Ветчина и салат. Пьер ел с большим аппетитом. Анна подумала, что корми его одним и тем же триста шестьдесят пять дней в году, он возражать не станет. Сидя перед ней между холодильником и мойкой, он наслаждался этой незамысловатой едой, как изысканнейшим паштетом из гусиной печенки. Да сущест­вует ли у него вообще вкус к еде, вкус к жизни? Не слишком ли он следует привычке? Он выпил большой стакан вина и спросил:

- Ты слышала, что сказала Мили? Она собирается встать, когда приедет Марк. У нее такая воля! Вот увидишь - она встанет!

- Нет, папа.

- Но ведь она чувствует себя лучше...

- Это оттого, что с позавчерашнего дня я делаю ей на один укол больше.

Он опустил голову. Прямота дочери была ему явно ни к чему, разрушала его иллюзии. Он мирился с мыслью о болез­ни Эмильенны, считая, что она поправится. Анна собрала тарелки и сложила их в раковину. Пьер о чем-то думал, прислонившись спиной к холодильнику. Напротив него нараспашку стоял боль­шой белый шкаф. Внутри строго по ранжиру висели кастрюли. Рядом - чайник со вмятиной на крышке. На рычаге ба­тареи болтался забытый Луизой зонт. В квартире было ти­хо. Анна продолжала убирать со стола, когда из спальни донесся раздраженный голос матери:

- Идите же! Пора...

Отец и дочь тотчас поспешили на ее зов. По пути Анна прихватила в гостиной разноцветную шерсть и канву. Вот уже полгода она занималась ковровой вышивкой - сама придумала узор и выбрала тона. Ничто не успокаивало ее так, как эта работа, требующая большого внимания и точности. Она придвинула к постели матери стул. Пьер вклю­чил телевизор и устроился поудобнее в кресле подле жены. На осветившемся экране появились актеры в вычурных костюмах. Их лица были слишком вытянуты.

- Вечно одно и то же! - плаксивым голосом принялась жаловаться Эмильевна. - Опять Луиза расстроила теле­визор во время уборки! Она просто невыносима!

- Сейчас я поправлю, - сказал Пьер. И стал наугад крутить кнопки. Изображение расплылось, съежилось, запрыгало и исчезло.

- Ты совершенно не разбираешься в этом, - сказала Эмильенна. - Пусть настроит Анна.

Пьер с огорченным и виноватым видом вернулся на свое место. Теперь за дело взялась Анна - осторожными, точ­ными, как у часовщика, движениями она принялась настраивать телевизор. Изображение вернулось, звук усилился. На сце­не появился Фальстаф. Это был грубый хвастун, трусоватый и болтливый, с красной физиономией и изрядным брюхом. Эмильенна внимательно следила за происходившим на экране. Пьер держал се за руку. Он просто не мог смотреть спек­такль, если пальцы его не сжимали руку жены. Это вошло у них в привычку, стало ритуалом, который, подумала Ан­на, теперь был ни к чему. Неверный свет экрана освещал мебель, стоявшую полукругом, - она стояла так уже тридцать лет. Анна всю жизнь помнила этот комод в стиле Людовика XVI с поцарапанным мрамором, эти два больших обтрепанных кресла, кресло со спинкой в форме медальона, обтянутое бежевым бархатом, картину с изображением женщины, причесываю­щейся перед раскрытым окном.

- Тебе удобно, мама? - спросила она.

- Вполне, - ответила Эмильенна. - Но до чего же кричат эти актеры, из себя выходят...

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке