Значение легенд о Дедале и Икаре, Талосе и Тезее. Основание Рима, семь римских царей. Сущность сакраментализма. Возникновение и сакраментальная действенность огня.
Представляет ли теософское учение вообще какое‑либо значение и важность для широких кругов, или теософия предназначена лишь для некоторых, проявляющих к ней особый интерес? Этот вопрос подводит к теме, о которой говорится очень редко, но, тем не менее, когда‑то нужно к ней обратиться. Это так называемый сакраментализм и особая задача современной коренной расы. Вопрос таков: что такое сакраментализм и как связаны с ним наши чисто человеческие задачи? - Можно было бы спросить и так: имеет ли какое‑либо значение для работающего весь день в столярной мастерской ремесленника знание о том, что Лоэнгрин когда‑то был послан Святым Граалем, чтобы инспирировать важнейшее культурное движение средневековья? Имеют ли вообще - какое‑то значение для широкой массы все эти разговоры о великих духовных, идеальных целях? - На этот вопрос можно ответить, лишь поняв сущность сакраментализма.
Сегодня, обратившись к воззрению греков, мне хотелось бы рассказать о возникновении нашей современной коренной расы в связи с предшествующей, атлантической коренной расой, а в заключении сказать немного о значении сакраментализма. Вам известна легенда о Дедале и Икаре и легенда о Тесее. Хотелось бы слегка коснуться необычайно глубокого смысла легенды о Дедале и Икаре. Жил когда‑то человек по имени Дедал, он мог создавать живые произведения искусства, статуи, которые видели и слышали, механизмы, которые двигались сами. Всё это Дедал постиг. Он повсюду пользовался уважением, но был очень честолюбив. У него был племянник Талос, которого он обучил и который вскоре превзошёл его в некотором отношении. Говорили, что Талое мог использовать гончарный круг и овладел некоторыми искусствами, которые были не по силам Дедалу. У Талоса, например, при изучении челюсти змеи, возникла идея пилы. Так он изобрёл пилу. Сравнив характерные черты Талоса и Дедала, мы увидим, что Дедал имеет дело с теми вещами, которые уже стали чужды нашей пятой коренной расе. Талос, напротив, изобретает вещи, принадлежащие к техническим достижениям пятой коренной расы. Обратившись к четвёртой коренной расе, атлантам, мы увидим, что они могли использовать силу вриля, как мы используем пар для движения локомотивов, машин и так далее. В послеатлантическую эпоху это искусство утеряно. Но зато в нашу эпоху могут конструировать из неорганического материала машины. На этот переход указывает нам легенда. Затем Дедал сделал даже нечто наподобие крыльев, с помощью которых смог взлететь. Его сын, Икар, хотел повторить это, но попытка не удалась, и он погиб. Это сравнение двух образов греческой мифологии показывает нам, что разные эпохи нашего развития имеют разные задачи. Если одна эпоха земного развития берёт задачу другой эпохи, то это кончается для неё неудачей. Всему своё место, всему своё время.
Но с легендой о Дедале связно ещё нечто другое. Убив Талоса, Дедал обежал на Крит к Миносу. Там обитает чудовище, Минотавр. Минотавр - прямая противоположность Сфинксу. У Минотавра голова быка и тело человека - у сфинкса голова человека и тело животного. Разрушительную деятельность Минотавра следовало остановить. Дедал строит Лабиринт, куда заключают Минотавра. Каждые девять лет ему должны приносить в жертву семь юношей и семь девушек. С легендой о Минотавре связана легенда о Тесее. Он был сыном Эгея. Тесей, достигнув 16–ти лет, достаёт меч и сандалии, которые отец спрятал под большой скалой. Совершив в Афинах множество подвигов, он отправляется на Крит, чтобы одолеть Минотавра и избавить Афины от ужасной дани. На Крите греки всегда искали нечто особенное. На Крите обучался и Ликург, он получил там основные законы для некоего рода коммунистического сообщества и перенёс их на Спарту. Крит имел такое социальное устройство, которое было свойственно всем древним колониям жрецов; это были остатки древнего, атлантического жреческого коммунизма, который отрицал всякую личную собственность. С каждым изначальным основанием религии связан некий род коммунизма. Даже для Платона социальное устройство Крита было идеалом. Это законы жрецов были остатком древней атлантической эпохи. Дедал, знакомый с жизнью атлантов, мог бы избавить Крит от бедствий. В Минотавре нам следует видеть представителя чёрной магии. Она должна исчезнуть. Афины не должны больше посылать на Крит своих юношей и девушек. Корабль Тесея отправляется в плавание под чёрным парусом. После победы над Минотавром он хочет вместо чёрного поднять белый парус. Чёрная магия должна стать белой. С помощью нити Ариадны Тесей осуществляет задуманное и возвращается в Афины, но забывает поднять белый парус. Правда, греки были ещё недостаточно совершенны для белого пути. В нити Ариадны должна была править любовь. Но в то время этим уже указывалось на христианство, ибо принцип любви - Ариадна - был захвачен Бахусом, не развившем ещё этот принцип, который должно было подготовить христианство. Тесей, как и Геракл, представляет солнечного героя, достигшего шестой степени инициации.
Это собрание легенд было в Греции народным достоянием. Народ знал эти легенды. Почему жрецы пытались вложить в них мировые тайны? Каждый жрец воспринял бы как несчастье, даже как наихудшую профанацию, если бы в поэзию проникло нечто, не имеющее глубокого смысла. Жрецу было ясно, что глубокий смысл не так просто открыть народу. Народу рассказывали басни, сказки, мифы, в которые вкладывался глубокий смысл. Это отличительная черта всей древней поэзии. Чем дальше в прошлое мы обращаемся, тем глубже становится смысл. Поэзии, лишённой глубокого смысла, не было бы в то время. Только позднее от этих жреческих воззрений отклонились, и возникли произведения, в которых не осталось ничего от этих спиритуальных тайн. Даже на рынке предлагаются вещи, истоки которых в спиритуальной жизни. Поставив это перед взором, мы можем сказать: другого водительства, кроме жречества, тогда ещё не было. Только позднее власть жреца сменилась светской властью короля. С этим связан переход от древнего принципа жреческого правления к светскому принципу королевского правления. Архонт означает король–правитель.
Пример этого воззрения - легенда об основании римского государства. В древности историю представляли не как последовательную смену внешних событий. Только с Геродота история рассказывается как хроника. Прежде этого не было. Всё давалось в символическом изложении. Чувственные восприятия сами по себе тогда ещё не имели особого значения, но были выражением спиритуального. Если жрец хотел объяснить происхождение римского народа, он рассказывал следующее: всегда, когда происходит нечто подобное, в мире проявляется семь священных принципов. Всё осуществляется в последовательной смене семи этих принципов. Сначала на небе возникает божественная основа. Затем жрец берёт то, что есть в этом живого, что живёт далее как Кама. Затем в Кама рождается Манас, Разум. Тело, которое тоже свято, пребывает на небе. Оно теряет святость лишь тогда, когда им злоупотребляют. Это четыре нижних принципа. К ним должны присоединиться три верхних. Должно спуститься нечто более совершённое, более законченное.
То же самое происходит и при основании Рима. Сначала приходит Ромул, он приходит из небесных сфер. Основание Рима связано с древней Троей. Правитель Альба Лонги, Нумитор, был потомком переселившегося с троянскими беженцами в Латиум Энея. Следует иметь в виду, что "альба лонга" означает длинное, белое одеяние католического священника. Амулий означает: неженственный, жрец. Следовательно, Рим, как и Троя, был жреческим городом. Нумитор - это человек воли. Изгнанный сначала в лес, он становится прародителем основателя города Рима. Ромул - основатель римской культуры, первый царь. Он помещён среди богов под именем Квириния. Второй царь - Нума Помпилий. Третий - Тулл Гостилий, он представитель Кама; здесь правит война, развивается то, что в теософии обозначается как Кама–Рупа. Четвёртый царь - Анк Марций, он представитель Кама–Манаса. Здесь используются технические термины. Когда созрел четвёртый принцип, возникла культура этрусков. Тарквиний Древний, пятый царь, внёс Манас. Он начал строить большие здания и водопровод. В нём проявилось то, что называют Манасом. Шестой принцип - Буддхи. Его плодами в совместной жизни людей являются любовь и справедливость. Шестой король Рима Сервий Туллий. Он создал порядок, дал закон, который соответствовал законам этрусков. Четвёртый царь, Тарквиний Гордый, был свергнут.
Так рассматривали жрецы возникновение Рима. Это было не иносказанием, но действительностью. При развитии города следовали указаниям этих семи принципов. Если на земле должно возникнуть нечто, то это создавалось согласно этим семи принципам. Жрец никогда не сделал бы того, что должны сделать его последователи. Всё это было записано в храмовых книгах, которые назвали книгами Сивилл. Это был как бы план истории. Жрец руководствовался книгами Сивилл.