Вольфрам фон Эшенбах обрабатывал немецкие, романские и испанские легенды. Он принадлежит к тем великим инициированным поэтам, которые, будучи достаточно бессамостными для обработки имеющегося в наличии обширного материала, не считали себя его авторами. Таким величайшим поэтам, как Гомер, Софокл, Эврипид, никогда не нужно было искать материал. К таким великим поэтам принадлежит и Вольфрам фон Эшенбах. В своих работах он дал нам духовную историю времени от 9 до 15 столетий, которая внешне представляется как подготовительная эпоха нашего Нового времени, когда, как мы видели, преимущественно изучается всё, что принадлежит к внешнему, чувственному миру. Оно началось с Коперника. Люди начали воспринимать физический план серьёзно, а не как символ более высокого плана, как прежде. Миросозерцание древних не было ложным, но исходило из другой точки зрения: они рассматривали явления внешнего мира как символы деваханических состояний. Мы больше не будем, сказал Коперник, рассматривать физический мир как символ, но будем рассматривать сам физический мир. Благодаря этому весь образ мира для человека стал, разумеется, другим. В это время была подготовлена ориентация на практическое и физически–материальное. Прежние культуры, в которых наша физическая жизнь зависела от традиций и авторитетов, сменились такими, в которых это определялось личными способностями. Раньше сын крестьянина имел значимость, поскольку он был сыном крестьянина, сын рыцаря наследовал права своего отца. Всё изменилось в эту эпоху. Отовсюду стекались люди и основывали города; возвысилось бюргерство, появились практические изобретения: карманные часы, книгопечатание. Но это только внешний аспект дела. Души, как это видно на примере Коперника, обратились к практически знаниям, затем в эпоху просвещения это развивалось дальше, а в политической сфере - во французской революции. Торговое сословие культивировало практические интересы, стали необходимы личные способности. Происхождение того или иного человека не имело больше определяющего значения. Те, кто прослеживает эти вещи в Акаша–хронике, видят, что эти события на физическом плане направляются с более высоких планов. На ведущие умы влияют посвящённые, которые действуют на более высоких планах. Гениальные личности восходят до существ, которые действуют за кулисами вплоть до белой ложи. Физический аспект - лишь внешняя сторона. Внутренняя сторона - работа посвящённых белой ложи и их посланников, которые выходят в мир.
Мне хотелось бы немного рассказать об этой оккультной иерархии. К ней принадлежат такие существа, которые никогда не позволяют себя видеть: мастера. На физическом плане люди их не воспринимают. Их тайные ученики, чела, переносят на физический план великие задания мастеров. Тех, которых там обучают, называют "лебедями". Ученики, которых называют "безродными людьми", носят это имя потому, что их родина находится не в этом мире, но на высших планах. Они посылаются к гениальным людям, творящим историю. Так, например, можно доказать, что руководители французской революции были связаны с этим духовным импульсом мировой истории.
Великая белая ложа должна посылать своих посланцев, которые подготавливают и обучают людей, чтобы они на физическом плане стали органами, выполняющими намерения мастера. Так было и с Вольфрамом фон Эшенбахом. В средние века знали о белой ложе, её называли тогда "замок Грааля". В нём обитало белое братство. Того, кто был послан, чтобы дать импульс к учреждению городов в физическом мире, называли Лоэнгрином; он, обученный непосредственно "лебедем", обучил Генриха I, который известен как основатель городов. Это означает, что соответствующая своей эпохе душа получила новый импульс от "безродного человека" В оккультизме душа всегда символизируется женским началом. Эльза Брабантская представляет соответствующую своей эпохе душу. Она должна сочетаться браком с рыцарем, принадлежащим к древней традиции, Тельрамундом. Но явился посланник Грааля и освободил соответствующую своей эпохе душу, Эльзу Брабантскую, от обета. Вольфрам фон Эшенбах характеризует эту эпоху следующим образом: Генрих направляется в Рим, где внутреннее, эзотерическое христианство сражалось с врагами христианства, сарацинами. Лоэнгрина, "безродного человека", нельзя спрашивать - откуда он родом. Это противоречит уставу его ордена. Он, подобно двуликому Янусу, должен смотреть и в сторону оккультного братства, и на людей, которых он обязан направлять в физическом мире. Рихард Вагнер часто находил очень точные слова, например, когда Лоэнгрин говорит: а теперь подумай, мой милый Лебедь. - Именно в этот момент Лебедь оставляет его, и он попадает в зависимость от физических обстоятельств. Он оказывается в мире, к которому совсем не приспособлен, это не его мир. Он принадлежит к другому миру, поэтому он считается безродным. Если его миссия будет выполнена, он уйдёт туда, откуда пришёл. Если его происхождение откроется, он, опять же, уйдёт. Ему тяжело даётся установление отношений с физическим планом. Поэтому Эльза Брабантская трижды спрашивает его - откуда он?
Мы видим, как благодаря инициации Вольфрам фон Эшенбах описывает связь этой эпохи с более высокими планами. Лоэнгрин - это вестник, посланец рыцарей Грааля. Рыцари Грааля - это белая ложа на Монсальвате. Задача посланца Грааля, рыцарей Грааля, - постоянное обновление древней традиции истинного христианства. То же самое имеют в виду, когда говорят о замке Грааля, о самом святом Граале. Представьте себе рыцарей Грааля, как хранителей того, что пришло в мир через истинное христианство. Об этом же говорит и Евангелие от Иоанна: "И слово стало плотью". - Через Христа получило разъяснение само физическое бытие, он сошёл в физический мир. Другие великие индивидуальности были учителями человечества: Будда, Заратустра, Пифагор. Моисей - все они истинные учителя. Они - "путь и истина", жизнь же в оккультном смысле - только Христос; поэтому Он говорит: "не приходят к Отцу, кроме как через Меня". - Жизнь освятится только тогда, когда Слово непосредственно войдёт в человеческое тело. Это схождение Божественного в физический мир должно постоянно обновляться Белой Ложей. Поэтому чаша Грааля - это та же самая Чаша, которая служила Иисусу на Тайной Вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь на Голгофе. Так сохраняется и продолжается принцип христианства, и ему даются новые силы благодаря тому, что вслед за апостолами посылаются двенадцать рыцарей Грааля, чтобы получить новые задачи.
Согласно средневековому мировоззрению для достижения важной ступени в развитии людей должен обучить чела, "лебедь". Так Вольфрам фон Эшенбах рассматривал и изображал историю. Кто в "Лоэнгрине" Рихарда Вагнера сумеет прочесть между строк, тот поймёт, что Вагнер, пусть даже не разумом, но чувством, интуитивно, постиг, что здесь кроется нечто великое. Поэтому он стремился обновить искусство элементом сверхчеловеческого. Согласно средневековой легенде, когда Эльза Брабантская хочет пленить Лоэнгрина этим миром, тот уходит, правда, как говорит Вольфрам фон Эшенбах, в Индию. В конечном счёте, даже замок Грааля, как полагали, находится в Индии. Даже о розенкрейцерах говорили, что они в конце 18 столетия удалились в Азию, на Восток. Такова история основания средневековых городов согласно записям в Акаша–хронике. Частности могут не совпадать, но в целом они всегда согласуются.
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ
САКРАМЕНТАЛИЗМ. ИКАР И ДЕДАЛ
Берлин, 8 июля 1904