Рис. 12. На фото : художник по гриму Аня Харчевникова (2-ая слева), в окружении моделей из числа студентов-добровольцев, коих гримировала.
Рис. 13. На фото : студенты на общем плане и я (справа, в сирени).
Кастинг (как и написание литературного сценария) – это часть подготовительного периода к съёмкам. Но в силу своей специфики стоит особняком и поэтому занимает у меня самостоятельную главу.
2.1. Технология отбора
Участники кастинга – это актеры, что проходят испытания и те люди, что проводят отбор испытуемых актеров. А именно:
• Режиссер-постановщик. Тот, кому с актерами работать и тот, от кого зависит коммерческий успех будущей картины.
• Кастинг-директор. Заместитель режиссера по актерам на данном этапе проекта. Он (чаще она) предварительно отбирает актеров, а также договаривается со звёздами.
• Ассистент по актерам. Аналог должности секретаря. Ассистент ведет организационную работу: составляет графики прихода актеров и корректирует их, а ещё подносит режиссеру напитки и зажигалку.
• Фотограф. На кастинге жизненно необходимо фотографировать всех туда приходящих. Как минимум в двух форматах: портретное фото фас и в полный рост.
• Продюсер иногда присутствует.
...
"Продюсер – это не всегда инвестор. Чаще всего,
продюсер – это посредник между режиссером
и деньгами инвестора. Продюсер планирует
бюджет фильма (смету) и командует им".
Иногда функции кастинг-директора и режиссера совмещает один человек.
* * *
Кастинг – это процесс подбора актеров в кинофильм. Кастинг делится на 3 стадии:
• Предварительный отбор.
• Собственно кастинг.
• Кинопроба.
2.1.1. Предварительный отбор
Предварительный отбор начинается с того, что кастинг-директор читает сценарий и разговаривает с режиссером о героях истории, пытаясь уловить – кто именно нужен режиссеру на ту или иную роль. Типажно и характерно.
Потом кастинг-директор по своей базе подбирает актеров. И высылает (для начала) фото этих отобранных актеров режиссеру + их анкетные данные.
...
"Иметь свою актерскую базу хотят многие! (Не путать с личным гаремом). У меня такая база есть – 300 актеров.
В том числе и звёзды, и дети, и даже животные".
Режиссер отсматривает фото, отбирает несколько по своим критериям. И владельцев фото зовут на кастинг. Предварительно вызываемые актеры читают сценарий фильма.
...
"Личное фото актера может много сказать об актере.
2-10 фото ещё больше. А может и не сказать, -
в таком случае актёра на кастинг не зовут".
Если у режиссера есть своя база или просто знакомые актеры – то он параллельно с кастинг-директором ведет и свой предварительный отбор.
В сценарии обычно 2 Главных Героя и 5–6 второстепенных. Как правило, на роли ГГ приглашают звёзд, а просто актерам достаются роли 2-го плана и эпизоды.
2.1.2. Собственно кастинг
Собственно кастинг. Здесь стоит "командирский" стол, за которым сидят режиссер, кастинг-директор и другие "ответственные лица". Актеры приходят по очереди, согласно графику. Им приветливо улыбаются и присаживают.
Ассистент дает актеру анкету – для заполнения. И тот пишет в ней все то, что положено в актерских анкетах писать.
* * *
Анкета актера – это биографическая справка, по сути. Там актер обозначает свои биоданные (рост, вес, цвет глаз), свои навыки и умения (танцы и пение, владение языками, наличие водительских прав), выборочно фильмографию (если есть), возможно свои увлечения, хобби. То есть все то, что поможет режиссеру определиться с характеристикой актера как личности. В Приложении образец.
* * *
По ходу заполнения анкеты – актер отвечает на вопросы режиссера, иногда кастинг-директора и продюсера.
– Кто вы такой?
– Нравится ли вам сценарий?
– С кем именно вы себя ассоциируете из героев сценария?
Как правило, актер презентует себя как мега-таланта, обожает сценарий и ассоциирует себя с какой-либо значимой ролью. В 90 % случаев, а ещё 10 % актеров играют в оригиналов, давая какие-то нетривиальные ответы. Или пытаясь дать. Благо, многочисленные кастинги позволяют заранее знать все вопросы, на которые надо будет дать ответ.
Опытный режиссер вскользь слушает ответы, а больше наблюдает за актером, его реакциями глаз, мимикой, жестами. Внезапно может актера заткнуть и попросить проиграть кусочек той или иной роли. Без камеры или с камерой.
...
"Я не считаю себя опытным режиссером, но абзац выше
взят именно из моего личного опыта".
После того, как актер показал себя настолько, насколько мог показать – его фотографируют и прощаются, обещая позвонить в случае заинтересованности.
Рис. 14. На фото: кастинг в к/ф "Театр мистера Фэйса". Здесь актеры сфотографированы дуэтом, так как на роли нужен был дуэт (агенты ФБР).
* * *
Когда все актеры прошли кастинг – то режиссер… заслушивает мнения кастинг-директора и продюсера. Ассистент и фотограф не имеют права "совещательного голоса", но свое мнение (как правило) высказывают тоже. Особо ценно мнение фотографа, который (чаще всего) является штатным сотрудником будущей картины. Именно он больше всех понимает, – "любит кадр" кого-то или нет. А любовь кадра – это важно.
...
"Есть умные продюсеры, что не мешают режиссеру.
И участвуют в творческом процессе только
как "совещательный голос".
Режиссер заслушивает все мнения. И кастинг-группа расходится по домам. На следующее утро режиссер мучительно думает, просматривает фото, что ему прислал фотограф, ворошит анкеты с кастинга, может снова посоветоваться с кастинг-группой.
Потом режиссер обедает и думает, думает и обедает. Так может продолжаться до вечера или несколько дней. И, наконец, режиссер звонит ассистенту и диктует, кого именно звать на кинопробу.
* * *
Иногда фото довольно сильно отличается от внешнего облика. Ко мне на кастинг приходила Эльвира, которая на фото напоминала секс-бомбу, с большой грудью. Мне как раз был нужен такой типаж. А когда я её увидел на кастинге – то не узнал, передо мной сидела серая мышка почти без груди. Фото с кастинга не привожу по этическим соображениям.
...
"Обозначением "актер" – я обозначаю
как актеров, так и актрис.
Как сейчас, так и далее по тексту".
* * *
Если в кастинге принимает участие раскрученный актер – то кастинг для такого лица проводится немного по-другому. Точнее, кастинга как такового и нет.
Режиссер встречается с ним (с ней) лично, приносит распечатанный сценарий.
...
"Иногда сценарий высылается и по э-мэйлу,
но в частном порядке".
Встреча происходит в кафе, в уютной обстановке. Чай, кофе, сигарета… Режиссер предварительно знакомит актера со сценарием, рассказывая словами о роли в частности и об истории в общем. Актер внимательно слушает и задает вопросы. По ходу могут обменяться шутками и вообще ремарками, мало имеющими отношения к делу. В целом, такой непринужденный разговор, что позволяет наладить первичный контакт.
...
"Иногда медиа-лицо – это полноценный чудак, но продюсер настаивает, что надо на роль взять только его.
И режиссеру приходится общаться и с чудаком".
В процессе разговора чаще всего находится общий язык. Но иногда и не находится. Лично у меня так было с Андреем Чернышовым, сериальные мозги коего не смогли переварить мой голливудский проект "Театр мистера Фэйса". Не считая того, что свою брэнд-морду в моем фильме он оценил в какую-то фантастическую сумму.
А вот с Нонной Гришаевой мы быстро поладили. Она пришла на первую встречу уже влюбленной в сценарий. И поэтому наш симбиоз творческого смысла неудивителен. То же самое случилось с Сергеем Горобченко и Билли Зэйном. Но если деньги на "покупку" Горобченко – это вне фантастики, то "купить" Билли не так-то просто. Впрочем, в его случае речь ещё и о сроках, график Зэйна расписан на 2 года вперед (У Горобченко на 2 месяца вперед).