Содержание:
Часть 29. "От первого щелчка подпрыгнул поп до…" 1
Часть 30. "Согласие есть продукт при …" 16
Часть 31. "Спрячь за высоким забором девчонку - выкрадут…" 30
Часть 32. "Не может без охранников …" 45
В. Бирюк
Догонялки
(Зверь лютый - 8)
Часть 29. "От первого щелчка подпрыгнул поп до…"
Глава 155
Каждое действие или бездействие каждого человека вызывает бесконечные следствия. Мысль столь очевидная, что постоянно забываемая. Сочинителями - ну просто регулярно!
ГГ - бежит. Кого-то бьёт - и убегает. Кого-то поджигает - и убегает. Кого-то громит - празднует… и - убегает. "Этот - ударил, тот - сдох". ГГ является источником событий. Вот - действие ГГ, вот - первое следствие. Побежали дальше. "Полная смена декораций". "Автомат без памяти". Или - с очень короткой памятью. Но в миру-то храниться память обо всём.
"Ничто на земле не проходит бесследно.
И глупость свершённая - всё же бессмертна.
Как молоды мы были, как искренне тупили…
Теперь оно нашло тебя".
ГГешный подход похож на истину только при очень коротком периоде наблюдения. А вот "эпопеи" типа "Тихого Дона", или "Угрюм-реки", или "Сага о Форсайтах", или "Унесённые ветром" - показывают и другой эффект. ГГ чего-то совершил, кого-то побил, с кем-то переспал. Пережил это, даже забыл. А начавшаяся цепочка следствий продолжает разворачиваться уже без его участия, часто - вне его поля зрения, в неизвестности. И, сформировавшись там, в невидимом пространстве мира, вдруг выскакивает, догоняет его. Догонялочка…
Какой-то парень, которого ГГ видит первый раз в жизни, вдруг кидается на него с ножом.
- За что?!
- Двадцать лет назад ты убил моего отца!
Или шлюшка в борделе, разглядев, поутру после бурной ночи, фигурный нательный крестик, вдруг кидается к ГГ на шею, и, обливаясь слезами, сообщает:
- Папочка! Я твоя незаконнорождённая дочь!
Фольк и литература полны такими сюжетами. От "Боя Муромца с Подсокольником" до, например, вот такого:
"Тёплый дождик прошёл в Ватикане,
Собрался кардинал по грибы,
Вот приходит он к римскому папе:
- Папа, папа, ты мне подсоби.Кардинала тот обнял рукою,
"Не ходи, - говорит, - ты гулять,Я ведь твой незаконный папаша,
Пожалей свою римскую мать".Кардинал не послушался папы
И пошёл в Колизей по грибы,
Там он встретил монашку младую,
И в любви объяснились они.Кардинал был хорош сам собою,
И монашку сгубил кардинал,
Но недолго он ей наслаждался,
В ней под утро сеструху узнал".
Но я-то во всё это, в эту "Святую Русь" не "на минуточку за пивом забежал". Я же сюда жить вляпался. На всю жизнь, хоть бы и вторую.
А в жизни, помимо массы придуманных вариаций по теме утерянных-найденных детей-родителей-родственников существует ещё куча реальных ситуаций, когда сделанное-сказанное когда-то, кажущееся давно прошедшим, закончившимся, "закрытым", вдруг как-то прорастает в мире и догоняет тебя. Как случилось, например, с моей фразой о "лопушке для ран души".
У Екклесиаста сказано: "Всему своё время,… время разбрасывать камни, и время собирать камни". Речь, явно, идёт о разных временах. Хотя бы - как при посадке картошки на Чукотке:
"- Утром - сажаем, вечером - выкапываем.
- Неужто вызревает?!
- Не, осень кусать хосесся".
А в человеческой жизни оба это процесса идут одновременно: одной рукой - "камни" разбрасываем, другой - собираем. "И правая не ведает, что творит левая".
Кое-какие из моих "догонялок" начали меня догонять. Пришло время "собирать камни". И одновременно - бросаться новыми. Оба процесса всегда нервируют. Как говорила Рина Зелёная: "У меня от вас каждые пять минут - разрыв сердца".
…
Появление попа Геннадия в "Паучьей веси", его внешность и поведение, вызвали у меня… Вполне по "Мимино":
- Такой сылный неприязнь чувствую. Кушать не могу!
Мне очень хотелось убраться поскорее из "Паучьей веси". От этой иерейской физиономии. Но приходской поп… Это же как церковный брак - "и только смерть разлучит нас". Разве что - согласия перед аналоем не спрашивали. Ни мне от него, ни ему от меня - никуда не деться. Но такая ж противная морда!
Я заставил себя проконтролировать перенос пресвитерских вещичек с вдовьего двора, уход бурлаков, которые притащили в селение "поповскую кошёлку". Успел и с Хрысем о делах поговорить, и с Беспутой… по-беспутничать.
На обратном пути заскочил в Рябиновку - доложился Акиму.
Я ожидал одной из двух возможных реакций на мою стычку со священником. Либо: "Ну ты дурак! Что ж ты наделал!", либо: "Так ему и надо, жеребячьему сословию!". Почему на Руси духовенство называют "жеребячьим сословием" - не знаю. Но Аким, внимательно выслушав мой отчёт, задал только один, правда - комплексный, вопрос:
- По лицу не бил, тряпьё не рвал, чашки не ломал? и глубоко задумался. Глядя мимо меня в стену, автоматически стянул со стола рушничок и начал медленно жевать. Потом, будто проснувшись, отбросил тряпку и повторил своё присловье:
- Индо ладно. Поглядим.
Чего-то он понимает, какие-то кочки, ухабы предвидит, которые до меня не доходят. Чувствую - маячит какая-то гадость. Но - какая, как, когда, насколько большая…? Ну что сказать? - "Индо ладно"…
Я, конечно, проявил себя не лучшим образом. Не стерпел, не смолчал. Не поклонился, не приложился. Но, похоже, дело не в моей личной вздорности. Имеем классический для средневековья конфликт светской и духовной власти. Дело обычное, рутинное, во всех учебниках прописанное. Так чего ж я так завёлся? А того, что я совершенно не представлял себе масштаба проблемы! И её - безысходности. Одно дело - знать. Так это… умозрительно. Или уж совсем наоборот - вырасти в этом во всём, "впитать с молоком матери". И просто не замечать, как запах кошачьей мочи в подъездах моей России. Но вот так как я, "свеженький" - и со всего маху мордой в… во всё это.
Почему никто из попаданцев ничего не говорит об ощущении полного бессилия при конфликте с клириками? Когда все твои мысли, планы, идеи вдруг сыпятся, разваливаются в труху. Из-за кое-какого… иерея. А ведь это неизбежно.
Попаданец занимается прогрессорством. То есть - меняет условия жизни людей. Это всегда связано с изменением социальных отношений, с изменением законов и обычаев. А они освящены церковью. И всякая попытка сделать что-то новое, как-то улучшить жизнь людей не традиционной раздачей милостыни, а трансформацией их труда и образа жизни, неизбежно сталкивает попаданца с церковниками.
Светские власти ещё как-то вменяемы, они могут оценить материальную пользу, приносимую инновациями. Но система, кормящаяся от идеологии, от "благодати божьей" имеет другие приоритеты. "Законы, данные от бога - вечны". Как: "коммунизм - истинен, потому что - правилен". Или - наоборот. Заклинания, приносящие прибыль.
Можно успокаивающе покричать:
- Да бог с ним, с богом! Оставьте его в покое. Проблемы же только в вас! В вашей трактовке Его законов, в вашей правоприменительной практике! Которая отнюдь не божественная и вечная, а - сиюминутная и сиюместная!
Но уже и эта, даже не попаданская, а чисто реформаторская мысль, вызывает сомнение в умах и смущение в душах… А главное, заставляет усомниться в эквивалентности понятий: "абсолютная истина" и "сосуд с благодатью".
В последние годы второго тысячелетия уровень доверия граждан Финляндии к церкви составлял 85 %. Столько же составлял уровень негативного отношения к русским. Это связано? - Да. Именно в финской лютеранской церкви я услышал фразу пастора, вернувшегося из турне "по родному краю" - по Карелии:
- Господь велел прощать. Но я никогда не прощу русским сожжённого родительского дома.
Люди верят в бога. "Правда у бога". Люди верят служителю божьему. Не как равному, не как человеку, которому "свойственно ошибаться", а как "мегафону господа". "Матюгальнику всевышнего". А он, по общечеловеческому свойству, "толкает в массы" свою собственную, личную или корпоративную, точку зрения. И она, вольно или невольно, осознанно или нет, выдаётся им как "слово божье". Как все другие тексты, которые он произносит в церковной службе.
И именно так и воспринимается прихожанами. Хотя бы просто потому, что есть устойчивый рефлекс: вот этот человек, вот так одетый, вон с того места, вот с такой интонацией… изрекает божественные истины. Всегда. Безусловный рефлекс, как - глотание. Глотают. И - благостно причмокивают.
"Да придет царствие твоё на землю мою" - это святая молитва или слоган нациста? Разница-то всего в одном дополнительном словечке из трёх букв.
Кто-нибудь просчитывал корреляцию между ростом действующих православных храмов в России и числом преступлений на национальной почве? Соотношение динамик изменения роста числа посетителей пятничной молитвы в Египте и разгромленных коптских церквей?
Обскурантизм, ксенофобия, "ложь во благо" - это естественные продукты церковной деятельности. Они проистекают из церкви, как миро из мощей святого Дмитрия Солунского - веками. Ибо церковь всегда претендует на абсолютную истину. А всякое иное, новое - человек ли, вещь ли, идея или обычай - прежде всего воспринимаются как ложные. "Этого нет в наших священных книгах, значит - от лукавого". Нет не в книгах - в их понимании этих книг.