- Иррегировать нахрен всю Россию!
Вот и повод появился. Прокопаю канаву в две версты - грунт там мягкий - и потихоньку спущу болото в реку. Сначала - будет мельничка, потом - пашенные угодья. Или - месторождение торфа.
Фанг нашёл подходящее место для канала - можно копать.
Тут пришла страда. Как обычно в России - нежданно.
Все хлеб убирают, а я страдаю - копать-то некому!
Жатва для крестьянина - святое время. "День год кормит". Все прочие дела - в сторону, в селениях остаются только старики нехожалые да детки малые. У аборигенов это даже не в голове - в спинном хребте.
Всё - долой. - Чирей выскочил? - После жатвы вылечим. - Дом горит? - После страды потушим.
"Только рожать да помирать - не погодить" - русская народная мудрость.
Я - человек 21 века. У меня это как клеймо на темечке. Я могу прикинуться туземцем, могу их словечки перенять, но думаю-то я по двадцатьпервовековому! Могу сказать: "на всё воля божья". А вот постоянно смотреть на мир сквозь "иншалла" - нет. Не могу! Не лезет это в меня! Да и не хочу.
Я планирую, я строю индустриальное производство с непрерывными процессами, я вытягиваю технологическую дисциплину, стремлюсь повысить отдачу капиталовложений в основные фонды путём их двух-трёхсменного использования, балансирую материальные потоки и оптимизирую процессы…
А тут бздынь - страда…
Не хочу повторяться… в адрес попаданцев… Но надо ж понимать! Два месяца в году - ледостав и ледоход - всем "стоп". Полгода зима. Зимой люди в курных избах спят по 12–13 часов день. Проверено натурным экспериментом в 21 веке. Экспериментатор даже думать за зиму стал иначе - медленнее. И сильно… пофигистически.
Неделя - сев, месяц - сенокос, месяц - жатва. В эти периоды людей трогать нельзя. Да и не сдвинуться они: у них на любые ваши сладкие предложения - врождённые рефлексы крестьянина. А крестьянствуют здесь - все.
А теперь найдите в этом календаре свободное "окно" - и прогрессируйте там себе в волюшку.
После каждого "трудового крестьянского подвига" ту же гончарную печку нужно ещё день-два-три просто греть, и дрова - труд дровосеков - в трубу улетят. Работники ещё неделю будут вспоминать - чем они тут развлекаются, "как тут ходят, как сдают". Производительность труда к прежнему уровню вернётся… хорошо, если через 2–4 недели…
"Производительность труда" - это не с цвайхандером бегать.
В.И.Ленин, "Очередные задачи советской власти":
"Во всякой социалистической революции… выдвигается на первый план коренная задача создания высшего… общественного уклада, именно: повышение производительности труда, а в связи с этим (и для этого) его высшая организация".
Замените "социализм" на "прогрессизм"… Однофиговственно: или у меня в вотчине будет эта пресловутая "производительность труда", или можно вешаться.
А, есть и третий путь: деградировать в обычного средневекового крысюка. "Иван - боярский сын". Обычный, исконно-посконный, "все так живут"…
Тьфу на вас!
Глава 244
Поругался я сильно с мужиками.
- А чегой-то сноха моя, Сонька, страдать не пришла? Грит, ты, де, боярич, не велел.
- Верно говорит. От неё одной за прялкой выгоды больше, чем от тебя со всем твоим семейством на пашне.
- Не дело говоришь, боярич. Не по-русски, не по-хрестьянски. Мы, эт, не за выгоду страдаем - за хлебушек. Сам, поди, знаш: хлеб всему голова.
- Вот я и смотрю, что у тебя заместо мозгов - мякиш. Соня твоя почти за всё селение нитку прядёт. Вы её на руках носить должны, пылинки сдувать. А ты её на ниве раком поставишь. На месяц-полтора - пока молотьба не кончится. Кормить будешь последним куском, спать ей укажешь на рогожке у порожка. Ещё и в морду дашь - а чего ж нет? Младшая невестка же. Она у тебя заболеет да, не дай бог, помрёт.
- Ну, эт как на то божья воля будет.
- Твою вбогагробадушумать…!!! У тебя на подворье выгребная яма три года не чищена!! У тебя дерьмо под окоём плещется!! Это что - боженька нагадил?!! Хрысь! Ты где? Запиши себе: к Юрьеву дню всем выгребные ямы в Паучьей веси - вычистить. Кто не сделает - будет лес до весны валять. Без роздыху! А ты - вон пошёл, неколи мне с королобым день переводить.
Нет, вы мне скажите: какой ещё попаданец озабочен инспектированием отхожих мест в домовладениях исконно-посконных смердов?! Аж до скачков кровяного давления в своём попадёвом тельце?
Хрысь бересту карябает, Потаня молчки стол поглаживает. Слава тебе, господи, что только поглаживает. И винить некого: сам - выучил, сам - виноват.
Ещё в августе, как выяснилось, что Аннушка в положении, я надумал её замуж выдать. Вдова на сносях… дело-то скандальное. Опять же: она у Акима типа приёмной дочери. Деду… выскажут укоризну. Дед ответит. По-боярски. Он как шапку получил - совсем "краёв не видит". И зачем мне этот… "смех"?
Нет, есть, конечно, народные средства. Девки в русских деревнях ещё в начале 20 века в аналогичной ситуации залезали на ворота и с них прыгали. Русский народный аборт типа выкидыш. "Ой, упало".
Можно - ворота высокие в усадьбе есть. Но по "Русской правде" за любое "извержение дитяти из чрева" - три гривны князю. А я - не херувим, но чту уголовный кодекс. Виноват - "Русскую правду".
Да и девчушку жалко: Мара предупредила, что могут быть осложнения пожизненного характера. Я гумнонист или где?! Опять же, "жаба давит": я в Аннушку немало сил и души своей вложил. Жизнь девчонке портить… как-то не хочется.
Провели сдвоенное мероприятие: увольнение холопа и запоины боярыни.
Потаню со Светаной ещё в прошлом году покойничек, отец Геннадий, развёл. Не в смысле "на деньги" - платил за всё я. А в смысле юридическом: не муж-жена. Дети, Любава и Плаксень, по обычаю остаются с матерью.
Интересно: в "Русской Правде" есть статьи касающиеся обязанностей отчима и матери перед сиротами, но нет мачехи. Почему - не знаю.
С такой родной матушкой, как Светана, под одной крышей жить - врагу не пожелаешь, живут дети у Акима в Рябиновке. И остаются в прежнем холопском статусе.
Торжественно собрали народ в усадьбе, я Потане вручил грамоту "об увольнении" - он теперь вольный смерд. "По благородному" сделали - на пергаменте изобразили. Трифена всю ночь, высунув язык, писала по-красивше, с завитушками. А больше-то в вотчине никто чернилами писать не умеет! На бересте-то да на вощаницах - процарапывают.
Снова прокол в попадизме: каллиграфией мы не владеем.
Небезызвестный К. Маркс как-то, при попадании в Англию, решил срубить деньжат по-лёгкому - пошёл, типа, в клерки наниматься. Так ведь не приняли! Почерк, говорят, неразборчивый. Ему, соответственно, ничего и не оставалось, кроме как этим корявым почерком и забабахать "Капитал".
Так то ж гений! А кто из попадунов хоть бы полу-уставом писать может? Клавиатур-то тут нет! Не, никуда не возьмут. Да я и сам такой же - как курица лапой…
Кроме грамотки Потане, принародно вручил Акиму 9 кун серебром. "Налог на свободу" - государственный сбор за освобождение человека из рабства. Аким теперь боярин - представитель власти на местах. Цена свободы человека в "Святой Руси" - чуть меньше 10 граммов серебра.
Потом - толпой за стол. Накапливаю опыт организации средневековых банкетов. Сложное, однако, дело. И - опасное.
Перед банкетом Домна меня чуть не убила. Хотя - сам виноват. Мы тут с Прокуем одну железяку сварганили. Я её приволок в поварню и давай мастырить к рабочей столешнице, на которой кухарки всякое разное нарезают.
В принципе, мы всё сделали правильно. Но в "Святой Руси" резьбовых соединений нет. Всякое крепление к столешнице по типу струбцины - отпадает.
Не беда - проковырял в столешнице дырку, прокинул верёвку, сижу под столом - закрутку кручу.
- Ты, как там тебя, а ну брысь с отсюдова. (Это Домна на поварню пришла, меня под столом не признала).
- Это, Домнушка, я тебе приспособу смастерил. Для облегчения труда твоего кухарного и для гостей новым блюдом угощения.
Домна оглядела механизм кругом, поморщилась на дырку в столешнице.
- И какое такое новое едево с этой железки повылезет?
- Классное! Настоящее исконно-посконное иудейское блюдо! Котлеты из свинины.
- Что?! И вот за-ради всякой гадости, нехристями выдуманной, ты мне в столе дырку проковырял?!
Вот тут-то она меня полотенцем…
Ну, я, конечно, весь же из себя такой крутой да ловкий - уклонился легко, чисто на автомате. Ага. Лбом в эту… железную конструкцию.
Потом она меня мокрым полотенцем… к синяку прикладывала. Потом ругала, что я, де, не в своё дело лезу: она - на кухне хозяйка. Выговаривала, что я ей не доверяю, хихикала, глядя на выросший синий рог у меня на лбу…
Потом мы взялись делать иудейско-исламскую еду.
Тут смысл такой: в тёплом климате кровь из убитого животного надо выпустить быстро и полностью. Иначе мясо испортиться, и сотрапезники… близко познакомятся с поносом.
У иудеев и мусульман процедура превращения мекающего мяса в продукт питания жёстко регламентирована. До уровня религиозных догматов.
Помнится, как-то в 20 веке саудиты закупили в Австралии 2 миллиона барашков. Естественно - мороженных. Обескровленных и полностью соответствующих санитарным стандартам. Но… "аллах акбар": правоверные половину - миллион(!) баранов - потребовали "забить по шариату". Смысла… Но - австралийцы… забьют почёму хочешь. Правда, и цены выкатили…
Полностью удалить кровь из сырого мяса - непросто. Иудеи придумали делать из мяса фарш. Промывать значительно легче. А уж всё остальное… сало, лучок-чесночок, замоченный хлебушек… мы и сами сообразили.
Вот мы с Прокуем и сделали мясорубку. Нормальный шнек с ножом.