Косьбище - В. Бирюк страница 2.

Шрифт
Фон

Хорошо думается, когда косой машешь. Тело само углы и дистанции выбирает, само темп задаёт. Но это когда один косишь, не в ряду. Я "в строю" косить не люблю. Когда задний переднему по пяткам попадает -- переднему позор. Поэтому от заднего убегаешь. А переднего - догоняешь. Догнал -- получи в морду. Чтоб не позорил.

У меня два парня работали -- их вообще в общий ряд ставить нельзя было. Один из шахтёров, а косит как балерина без фуэте: вокруг носков ног. С косой идет - благородная барышня гуляет по бульвару под присмотром гувернантки: спинка прямая, головка поднята, глазки опущены. Только плечами чуть поводит. Здоровый парень, а прокос узкий. Но машет часто. Его поставить в ряду - вся команда через пять минут в мыле. Не поспевают остальные так быстро махать.

"Монмартр. Раннее воскресное летнее утро. На пустынную улочку выходит дворник с метлой.

-- Вжик. Вжик.

На втором этаже распахивается окно и раздражённый мужской голос сообщает:

-- Месье! Немедленно прекратите - вы сбиваете с ритма весь квартал!"

Пришлось этому шахтёру-танцору всегда отдельную делянку выделять.

А другой -- из крестьян с Карпат. Ростом не велик. Мало того, что косу на всю руку выбрасывает, так ещё и сам чуть не в пояс кланяется. Сам метр с кепкой, а прокос под два метра. Я его потом спрашиваю:

-- Так же тяжело. Весь день согнутым косу таскать.

-- Знаю. Извини, это от жадности. У нас в деревне - кто накосил, тот и корову прокормил. Коровы уже давно нет, а привычка осталась.

Два Володи. Косари. Были. Будут. Не родились ещё.

Ш-ш-ш-ха! Ш-ш-ш-ха! Ш-ш-ш-ха!

"Коси коса

Пока роса.

Роса долой

И мы домой"

Русская народная мудрость. Три вещи на Руси анонимные: мудрости, доносы и песни. Хотя у многих песен автор всё-таки есть.

"Ещё косою острою

В лугах трава не скошена.

Ещё не вся черёмуха

Тебе в окошко брошена".

Поэты-песенники, факеншит. "Хренниковы", извиняюсь за выражение. При всем моём уважении. Прав был Стендаль, когда нелицеприятно отзывался о поэзии: "Необходимость замены единственного точного нужного слова другим, подходящим по размеру или рифме, но не по смыслу -- делает стихосложение занятием, на мой взгляд, абсолютно бессмысленным".

Цитата не точна, но суть отражает правильно: черёмуха цветёт в апреле-мае, а покос в конце июня, в июле. Толковать об "острой косе" в апреле... Хотя был у меня случай, когда покос сразу после майских праздников начинать пришлось. Но, во-первых, черёмуха тогда всё равно за месяц до этого отцвела. А во-вторых, времена были советские. Тогда не сено косили, а гектары.

Тут я с самого начала о покосе задумался. Как Храбрита зарезал, так сразу сенозаготовками и озаботился. Ну, если не сразу, то очень вскоре. Потому как упокойников можно хоть каждый день делать, а покос в году -- один. И время ему не сдвинуть, не перенести. Ведь и ёжику понятно же: скоро Купала придёт. Иванов день. Летнее солнцестояние.

По всему миру к этим четырём дням в году обязательно праздники привязаны. Летнее и зимнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия. И рождество Христово и светлая Пасха - отсюда. Это уж потом всякие чиновники от того-сего конкретного культа начинают свои культовые праздники туда-сюда по календарю двигать. А люди-то живут не по писанному, а по солнышку. Не сходится ваш календарь с солнечным - ваша забота. А нам пахать-сеять надо, косить-скирдовать.

Это на асфальте про Купалу только и знают, что на него костры жгут, девки через костёр прыгают - кто выше подол задерёт. А по делу - с Купалы начинается косьба, сенокос, косоёбище.... По-разному называют.

Есть в крестьянской жизни много дел. И все важные, все - ни пропустить, ни отложить. Но главные из них: пахота да сев, жатва да молотьба. И - покос.

Вспоминается письмо зеку с воли от жены в "Один день Ивана Денисовича": мужики-колхозники по стране катаются, большие деньги делают. А колхоз им справки выдаёт, что они не просто так, а при деле. При колхозном. За то, что один день в году мужички в деревню свою приезжают и в покос на колхоз работают.

Покос - это всё. Правильно Любэ поёт:

"Покосы, покосы, туманная гладь

И что-то заветное тянет да манит

А что -- до конца не понять"

Это и место, и процесс, и образ жизни, и способ существования. На покос мужики могут уйти из деревни и встать станом в удобном месте. На покос набирают работников. И живёт нынешняя "Святая Русь" с покоса больше, чем с нивы.

Русь нигде с хлеба не живёт. Русь живёт с реки. Оттуда рыба, оттуда и птица. И покосы - оттуда. Самые лучшие - на заливных лугах. Старцы, когда место для веси выбирают, дольше всего именно у лугов спорят: зарастёт ли луг лесом или наоборот - заболотится.

Есть сена вдоволь - будут доиться коровы, овцы перезимуют, свиньи опорос дадут. Только вдоволь - это на корову по восемь тонн сена. В нынешнем счёте - полтысячи пудов. Сухого и не сгнившего.

Пока коровка сыта и здорова - всё хорошо. И у бабы молоко есть - младенца выкормить, и малятам есть что пить-есть. И взрослым найдётся. А не накосил сена - смотри как твоя семья мучается.

Конечно, хлеб всему голова. Только одно дело органическую клетчатку этой "головы" своими зубами перетирать, а другое - уже готовый белок животного происхождения. Аминокислоты. Особенно, те восемь, которые в человеческом организме не образуются и должны поступать извне: триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин. Местные таких и слов не знают, но нутром чувствуют.

Так что покос - из важнейших и тяжелейших крестьянских дел. А как надо тяжкую работу делать? Правильно - с удовольствием и радостью. Как кот себе задницу вылизывает, если её горчицей намазать -- добровольно и с песней . Поэтому покос с праздника и начинается - с Купалы.

Праздник я тут всем поломал. Какие пляски, когда покойничков хоронить не успевали. Но покос начали - не проспали. Собственного говоря, косить начинают сразу, как свежая трава появится. Подкашивать.

"Косил Ясь конюшину,

Поглядав на дивчину.

А дивчина жито жала

Да на Яся поглядала".

Жатва даже и озимой ржи - жита - с покосом по времени не совпадают -- не разорваться крестьянину. А вот подкосить немножко...

Не во всякий день и не всю скотину можно на пастбище выгнать. В страду -- кони в работе. Им-то и отдохнуть -- только в ночном. А кормить когда? А другая скотина? Вот и подкашивают мужики. Особенно весной, по первой зелени. Скотинка отаву любит. Но по чуть-чуть: есть и другие дела в деревне. И главное -- выкосишь луг рано, пока травы сами не отсеются -- на следующий год имеешь проблемы.

Как там, у Тургенева в "Убежище Монрепо":

-- А скажи-ка мне, братец, чего это осинник мой не растёт?

-- Дык эта, барин, мы по ём коровок пасём

И с лугами так же: пастбища -- отдельно, покос -- отдельно. Иначе не вырастет. Потоптаться по лугу, потравить покос, выкосить до времени... А в морду? А чем кормиться будем? А луга-то общие. Общинные. Мужики друг за другом следят -- не ухватил ли сосед травки с общего луга? Ну не понять моим современникам-попаданцам как это можно соседа дубьём забить до смерти за охапку травы. Да ещё не той травки, которую в косяк себе забиваешь, а той, которую корове в кормушку кидаешь. Такая мотивация ни в чьей голове не укладывается, ни один суд её не примет. В моей России.

А здесь -- запросто. Причина простая -- на Руси кока не растёт. Боливийские индианки, когда у них за спиной младенец от голода плачет, дают дитятке кашицу из разжёванных листьев коки. Младенец отгребает кайф, кушать уже не хочет и помалкивает, родительницу криком не изводит. А у нас -- только молоко.

"Кушай тюрю, Яша!

Молочка-то нет!

-- Где ж коровка наша?

-- Увели, мой свет".

Этот Яша у Некрасова -- уже большой, уже разговаривает-понимает. Ему можно и тюрю дать. А который гукает и пузыри пускает... Без молока... Могилку можно копать маленькую.

Так что, как на лугах трава в рост встанет - сам покос. Рано начнёшь - мало возьмёшь. Поздно начнёшь - трава подсыхать будет, вкус не тот. А там и ещё заковыка: "Дождь идет не когда просим, а когда сено косим". Опять же -- русская народная, везде и всегда погодная... Затянул время - пошли июльские грозы. А сено надо не только скосить, траву на лугу положить, а ещё и высушить, да стога выложить. Проспал - не досушил. Сгнило. Приплод с привесом и удоем... соответственно. А это не цифирьки в газетке - поглядел да в магазин пошёл. Это то, что у тебя на столе - либо будет, либо нет.

"Почему мужик гладок?

Потому что поел - и на бок".

А когда всю ночь с боку на бок поворачиваешься, да не потому что у самого бурчит, а потому что дети несытыми глазами смотрят... Вообщем, отдай и не греши: "кесарю кесарево, а косарю - косарево".

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора