Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
"Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия" - одно из самых значительных произведений Морриса, наиболее полно отражающих его политические взгляды. Моррис написал книгу в ответ на утопию американца Беллами "Оглядываясь назад или 2000 год", имевшую невероятную популярность у читателей и раскритикованную Моррисом в печатном органе Социалистической лиги "Коммуноил". Беллами нарисовал будущее общество как торжество урбанизации, механизации, централизованного управления. По Беллами высокая концентрация капитала приводит к мирному объединению всех граждан в один трест в качестве акционеров под руководством единого правительства. Всем обеспечено комфортное существование, однако потребление контролируется властью, всё механизировано до предела, но в то же время существует трудовая повинность: солдаты "промышленной армии" выполняют тяжёлую и грязную работу. Страх голода исчез и, чтобы заставить человека работать, необходимо принуждение.
По мнению Морриса, книга Беллами могла лишь оттолкнуть одних людей от идей социализма, а другим указать ложный путь. Моррис считал, что социализм должен представить большую степень свободы, чем капиталистическое общество. Стимулом полезного труда по Моррису должна быть радость, исходящая из самого труда. Он изложил собственное видение будущего - это был взгляд поэта и художника. В "Вестях ниоткуда" царит гармония человека и окружающей его среды. Это сон современника, весьма похожено на самого Морриса, о будущем, поэма в прозе. Автор описал идеал, к которому сам стремился всю жизнь - это человек, преобразивший мир своим трудом. Нет более голода и принуждения, стимулом к работе является жажда творчества и каждое произведение человеческих рук - произведение искусства. Города превратились в огромные сады, нет более частной собственности, классов, в любви следуют своему чувству, исчез институт брака, порождённый корыстью. Отмирает государство, так как нет необходимости в насилии, общество состоит из небольших самоуправляемых общин. А. Л. Мортон сказал о "Вестях", что "многие писали утопии, в которые можно было поверить. Но Моррису удалось изобразить такое утопическое государство, в котором хочется жить". Моррис не сбрасывал со счетов научный прогресс - новые достижения приводят к повышению производительности труда, однако, как только заканчивается "переходная эпоха" - ручной труд вытесняет механизированный. Моррис отдаёт дань своему идеалу - медиевизму. По собственному опыту Моррис знал, как непроизводителен и дорог ручной труд, но в обществе, где наступил расцвет личности, потребности человека в материальных благах будут невелики. Однако и здесь не всё гладко. Гость из прошлого застаёт "эпоху спокойствия", передышку, наступившую после "переходного периода". Моррис предсказывает грядущий конфликт между патриархальной общиной и "людьми науки", приверженцами научного прогресса.
Содержание:
УТОПИЯ УИЛЬЯМА МОРРИСА 1
Уильям Моррис - ВЕСТИ НИОТКУДА, ИЛИ ЭПОХА СПОКОЙСТВИЯ 6
Глава I - ДИСКУССИЯ И СОН 6
Глава II - УТРЕННЕЕ КУПАНИЕ 7
Глава III - ЗАВТРАК В ДОМЕ ДЛЯ ГОСТЕЙ 9
Глава IV - ДОРОГА ЧЕРЕЗ РЫНОК 11
Глава V - ДЕТИ НА ДОРОГЕ 11
Глава VI - ЗА ПОКУПКАМИ 13
Глава VII - ТРАФАЛЬГАРСКВЕР 14
Глава VIII - СТАРЫЙ ДРУГ 16
Глава IX - О ЛЮБВИ 17
Глава Х - ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 19
Глава XI - ОБ УПРАВЛЕНИИ 21
Глава XII - ОБ УСТРОЙСТВЕ ЖИЗНИ 22
Глава XIII - О ПОЛИТИКЕ 23
Глава XIV - КАК ВЕДУТСЯ ДЕЛА 24
Глава XV - О НЕДОСТАТКЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН - ДЛЯ ТРУДА В КОММУНИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 25
Глава XVI - ОБЕД В ЗАЛЕ РЫНКА БЛУМСБЕРИ 27
Глава XVII - КАК ПРОИЗОШЛА ПЕРЕМЕНА 27
Глава XVIII - НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ 33
Глава XIX - ОБРАТНЫЙ ПУТЬ В ХЭММЕРСМИТ 34
Глава XX - ОПЯТЬ ХЭММЕРСМИТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ГОСТЕЙ 35
Глава ХХI - ВВЕРХ ПО РЕКЕ 35
Глава XXII - ХЕМПТОНКОРТ И ЦЕНИТЕЛЬ ПРОШЛОГО 36
Глава XXIII - РАННЕЕ УТРО У РАННИМЕДА 38
Глава XXIV - ВВЕРХ ПО ТЕМЗЕ, ВТОРОЙ ДЕНЬ 39
Глава XXV - ТРЕТИЙ ДЕНЬ НА ТЕМЗЕ 41
Глава XXVI - НЕПРИМИРИМЫЕ УПРЯМЦЫ 42
Глава XXVII - ВЕРХОВЬЕ 43
Глава XXVIII - РЕКА 45
Глава XXIX - ОТДЫХ В ВЕРХОВЬЕ ТЕМЗЫ 46
Глава XXX - КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ 46
Глава XXXI - СТАРЫЙ ДОМ СРЕДИ МОЛОДОГО НАРОДА 48
Глава XXXII - НАЧАЛО ПРАЗДНЕСТВА. КОНЕЦ РАССКАЗА 49
Предисловие
УТОПИЯ УИЛЬЯМА МОРРИСА
Когда Уильям Моррис умер, врача, наблюдавшего последние минуты больного, спросили о причине его смерти. "Он был Уильям Моррис, - ответил врач. И потом, помолчав, добавил: - Не может ведь один человек делать работу десяти". Входить в дальнейшие разъяснения ему не было нужды - имя Морриса еще при жизни стало легендой.
Моррис всю жизнь работал за десятерых и притом в самых разнообразных областях - работал не дилетантски, а высокопрофессионально. Сейчас невозможно написать серьезную книгу по истории английской общественной мысли, литературы, живописи, художественной критики, архитектуры, прикладного искусства, эстетики и книгоиздательского дела, не упомянув имени Морриса. Разносторонностью своих интересов он напоминал людей Возрождения. Да и обликом своим он тоже походил на них. Он обладал могучим здоровьем, огромной физической силой и при своем малом росте был так широкоплеч, что казался квадратным. Жители района, в котором он поселился на старости лет, поначалу принимали этого просто одетого человека, ежедневно вышагивающего твердой размеренной поступью несколько миль до места работы, за бывшего моряка. Приглядись они к нему повнимательней, они, впрочем, изменили бы свое мнение. У него было сосредоточенное лицо ученого, а руки его казались реками искусного ремесленника - они ни на минуту не оставались в покое. Для Морриса действительно не существовало различия между физическим и умственным трудом. В каждое произведение рук своих, - а он и ткал ковры, и резал по дереву, я сам делал краски, - он вкладывал массу изобретательности и вкуса, выработанного внимательным изучением традиции. Его книги написаны человеком, знающим, что такое физический труд.
Люди, подобные Моррису, появляются не в любую эпоху. Они приходят тогда, когда история готовится совершить новый большой поворот. Их много было в эпохи Возрождения и Просвещения. Они приходили из разных классов общества, но всегда служили силам прогресса. Новые перспективы истории, новые задачи человечества всегда властно призывают людей выдающихся знаний, ума, совести, и в служении этому новому они черпают свое величие.
Уильям Моррис тоже стоял у истоков новой эпохи - эпохи социализма Его история - один из многочисленных примеров того, как на протяжении последних семидесяти - восьмидесяти лет духовные искания буржуазных интеллигентов и вера в прогресс приводят лучших из них к осознанию правоты дела рабочего класса.
Подобный путь прошли после Морриса многие художники, писатели, общественные деятели. Уильям Моррис был одновременно писателем, художником, общественным деятелем. И пусть он нес на себе больший груз прошлого, чем люди, пришедшие после него, пусть он не был ни писателем, ни художником, ни политиком такого масштаба, как иные из них,- в его личной истории оказалась заложена история многих больших и честных людей. Если вспомнить, что Моррис прошел свой путь задолго до Великой Октябрьской социалистической революции, история его развития представляется еще значительней. Об иных писателях принято говорить, что они обладали большим пророческим даром. Моррис, автор утопического романа "Вести ниоткуда", тоже затронул немало вопросов, важность которых многие поняли лишь несколько десятилетий спустя. Но главное, его можно назвать человеком, у которого была пророческая судьба.
* * *