- Можно. Это-то я умею. Но сколько продержится такое заклятие у существа, чей смысл подобия жизни - убивать? А постоянно подпитывать и поддерживать… Ха. Зачем? Это совершенно безмозглые твари, мало на что пригодные. Полуслепые, команды, даже когда слышат, не понимают, для того чтобы эта тварь хоть что-то полезное делала, постоянно надо ею управлять самому. Зачем тебе оживший мертвяк - чтобы сундуки таскать, если им, как куклой на веревочках, управлять приходится? Про толпу вообще можно не говорить. Так, обозначил тех, на кого нападать нельзя, и отправил рвать остальных. Мне для любого случая самых простых мертвяков хватит - тех, что только ходить да нападать умеют. На жаре они уже через пару дней так подгниют, что ребенок сможет мир от их существования избавить. Даже если управляющее заклятие ослабнет, в этом уже не будет ничего страшного.
Потом мечтательно сощурился:
- А вот секреты создания "мертвых воинов" я бы вызнать не отказался. Они же почти живые, мертвыми назвать язык не поворачивается. Таких тварей телохранителями держать… Не жалко хоть каждый день проверять, не спали ли заклятия. Или вообще поработать над вложением… - Далее старик употребил выражение, которое я приблизительно перевел как заклятие. Управляющий контур, - …посложнее. Чтобы в безопасности себя чувствовать. У тебя есть все, что за свою жизнь я о них собрал. Цени. К сожалению, многого еще не хватает. Мечта касательно их - это артефакт найти. В который все необходимые для преобразования заклятия заложены: тут не только знания можно будет получить, но и тварей как пироги печь, коли будет необходимо. Только энергию вливай.
- Короче говоря, живая мертвечина делится на четыре группы, - уточнил я, правда, употребив вместо русского слова "группа" "херад" в том же значении. - Мертвяк гниющий опасен недолгое время, пока не сгниет или не исчерпает имеющуюся энергию. Мертвяк не гниющий, по причине высасывания у всего поблизости жизненной энергии, опасен почти вечно, пока подобия жизни насильственно не лишат. Умертвие типа того, что мы видели в том походе, - продукт переделки магов. Следующая ступень мертвяка негниющего. Ну и, наконец, "мертвый воин" и все на него похожее, которых уже и мертвяками назвать нельзя. Правильнее сказать, существа на основе мертвых тел. Почти живые.
- Вот видишь, не зря я страдаю, знания тебе в голову вкладываю. Почти всю классификацию перечислил, хотя и своими словами. - Тут у меня в голове что-то щелкнуло, всплыла данная классификация данной нежити. Так что старику не надо было уточнять. - Однако ты забыл пятый тип. Одержимые демонами мертвые тела. Та сущность, которую мы для простоты назовем демоном, просто пользуется мертвым телом в каких-то своих целях, перестраивая его как заблагорассудится. В основном для получения и хранения дополнительной энергии. В чистой энергетической форме в нашем мире сбор энергии существенно затруднен, как, впрочем, и ее хранение. С такими тварями можно общаться как с живыми, собственно, они и есть живые. Просто энергетическая оболочка привязана не к материальному телу, а к тонкому - душе. Если демон по-настоящему могущественный, он данное тело даже полноценно оживить может. Если захочет. Но общаться не советую. Слишком они другие, во всех смыслах.
Хмыкнул, прокашлялся, собираясь с мыслями, и продолжил:
- Да и живое тело занять им проще, чем на мертвеца постоянно лишнюю энергию тратить. И еще. Умертвия простые и умертвия высшие друг от друга отличаются куда меньше, чем от простых мертвяков. Мертвяки - это тела, управляемые сущностями на основе энергетической оболочки тела, в этом они похожи на демонов, умертвия же - нечто среднее между ними и живыми телами. То есть умертвия действительно пользуются мозгом, памятью тела и остатками знаний живого человека. Еще в отдельную группу можно выделить мертвяков, что умеют восстанавливаться. Они - нечто среднее уже с умертвиями. Просто заживляют раны, не столько используя возможности тела, а сколько пользуясь возможностями энергетической оболочки.
В общем, поговорили.
* * *
Найти изменения рельефа местности по сравнению с картой мы не рассчитывали. За исключением, естественно, леса на месте дорог и полей. Ожидания оправдались.
Найти государственные дороги тоже не составляло больших проблем: значительная их часть если и была занесена землей, то поросшей травой да кустарником. Разве что в низменностях нанесенный слой земли был достаточно толстым для того, чтобы бывшая дорога поросла лесом, но и там его чахлость бросалась в глаза. Неудивительно, поскольку под корнями лежали каменные плиты. Во весь рост встала, однако, другая проблема. Точнее, самая первая. Гости Оркланда, на чьи следы мы периодически натыкались. Не в прямом смысле следы - правильнее, старые следы их присутствия. Это несколько нервировало, а время для размышлений при следовании "пешкарусом", у меня, во всяком случае, было.
Добывать зверье на мясо тоже не составляло большого труда. Я уже был достаточно подготовлен для выявления поблизости теплокровных животных. На участок местности набрасывался один из вариантов "круга Гвениэля", с мелкими дополнениями изобретения Сигурда, которые метили объект. Пять-шесть заряженных таким образом участков обеспечивали отличные вероятности для того, чтобы кушать мясо каждый день, не тратя по многу часов на его поиски. В настройке магической сигнализации старик отказался участвовать в принципе, разве что пару раз проконтролировал правильность действий и наложения заклятий. Как он пояснил, ему это не надо. В смысле, практически тренироваться в наложении. Действительно, связать теорию и практику оказалось не так просто, хотя не сказать что сложно. Основные усилия я направил на скорость исполнения и максимальную площадь захвата сигнализацией. Немного сложностей доставила правильная настройка фильтра, по массе и габаритам. Только радиус наложения будил во мне комплекс неполноценности. Однако я не без оснований надеялся, что с тренировками показатели будут расти.
Перспективной Сигурду показалась вторая осмотренная долина - заросшая сейчас строевым лесом пополам с березняком полоса между двумя горными отрогами, со стекающей с гор речушкой. Хотя в нее и не вело полноценное шоссе. Внимание колдуна привлекли остатки каменного моста через эту речушку. Собственно, мостов было два, примерно в километре друг от друга. Один на бывшем проселке в долину, второй - на основной трассе.
Плит дорожного покрытия старик не почуял, однако это его от исследования долины не отвратило. Может, сработала интуиция, а может, просто ходить с грузом за плечами надоело. Сверились с картой, хотя ее мы с колдуном и так держали в памяти. В долине когда-то находилась деревенька. С исследования ее останков и решили начать.
Для начала требовалось перебраться через речку. За прошедшие столетия река сменила русло, отчего, собственно, мост и рухнул. Если быть точным, то оба моста рухнули. Более того, изрядная часть бывшей имперской дороги ныне находилась на дне болота. Возможно, и образовавшегося из-за нее, точнее, ее насыпи, сыгравшей роль дамбы. Проходимости болота или обходных путей мы исследовать не стали, Сигурд вовремя засек второй мост. Вполне возможно, что старому козлу самому было не в жилу искать дорогу по болоту, по уши в грязи. А насчет перспективности долина была достаточно привлекательна. Вдобавок во время Мора множество как жителей Империи, так и завоевателей пытались спрятаться от эпидемии по медвежьим углам. Большинству это не помогло. Однако сказки об огромном количестве золота, драгоценностей, оружия и прочего сохранившегося барахла времен Империи, найденном в бывших лагерях беженцев, в фольклоре Оркланда присутствовали. Правда, во всех без исключения отмечался маленький нюанс. Ликвид шел пополам с неликвидом, а именно - человеческими костяками. Так что даже отсутствие искомого объекта не шибко лишало нас шансов найти нечто перспективное для рынка.