- Я это вот как понимаю, - сказал я. - Миры Отражения, где существуют отражения Лабиринта, могут вмещать в себя лишь его неполноценные подобия, а это всегда подразумевает риск.
- Риск существует только тогда, когда не знаешь, как с этим управляться.
- И ты заставила Джулию пройти… Сломанный Лабиринт?
- О том, что ты называешь "пройти Лабиринт", я знаю только из рассказов моего последнего мужа и Ринальдо. И означает это - начать путь от определенного места снаружи Лабиринта, потом продолжить его внутри, двигаясь вдоль линии до того места, где к тебе приходит сила?
- Да, подтвердил я.
- В Сломанном Лабиринте, - объяснила она, - входишь через какой-нибудь изъян и идешь к середине.
- Как же можно идти вдоль линий, если они разорваны или в них есть дефекты? Настоящий Лабиринт уничтожит того, кто нарушил структуру.
- Там ходят не по линиям, а по промежуткам, - сказала Ясра.
- А когда выходишь…? - спросил я.
- То уносишь в себе образ Сломанного Лабиринта.
- А как ты пользуешься им для того, чтобы колдовать?
- Посредством дефектов. Вызываешь образ, и это напоминает темный колодец, из которого черпаешь силу.
- А как вы путешествуете среди Отражений?
- Почти как вы - в моем понимании, - сказала она. - Но с нами всегда трещина.
- Трещина? Не понимаю.
- Трещина в Лабиринте. Она следует за нами через Отражения. Пока путешествуешь, она всегда рядом: иногда это трещинка толщиной с волосок, иногда - большая расселина. Она перемещается и может появиться внезапно, где угодно - провал в реальности. Вот риск для идущих Дорогой Сломанного Лабиринта. Упасть туда - смерть.
- Тогда она должна скрываться во всех ваших заклинаниях, как ловушка.
- В каждом деле - свой риск, - сказала Ясра. - Избегать трещин - часть искусства.
- Это и есть то посвящение, через которое ты провела Джулию?
- Да.
- И Виктора?
- Да.
- Я понимаю, о чем ты, - ответил я, - но надо же отдавать себе отчет в том, что Сломанные Лабиринты вытягивают свою силу из настоящих.
- Конечно. Ну и что? Если постараться, подобие получается не хуже подлинника.
- Кстати, а сколько вообще удачных подобий?
- Удачных?
- Они должны перерождаться от Отражения к Отражению. Где ты проводишь черту и говоришь себе: "После этого сломанного Отражения я не стану рисковать, чтобы не сломать себе шею?"
- Понятно, что ты хочешь сказать. Работать можно, скажем, с первыми девятью. Я никогда не заходила дальше. Лучше всего - первые три. Тремя следующими еще можно управлять. Три остальных - это уже куда больший риск.
- Трещина каждый раз увеличивается?
- Вот именно.
- Почему ты открываешь мне такие тайны?
- Ты - посвященный на более высоком уровне, так что это не имеет значения. Кроме того, ты никак не можешь, повлиять на положение вещей. И последнее - ты должен знать это, чтобы оценить финал истории.
- Ладно, - кивнул я.
Мондор хлопнул по столу, и перед нами появились хрустальные чашечки с лимонным щебетом. Мы поняли намек и, прежде чем возобновить разговор, промочили горло. Из какого-то дальнего коридора в комнату полилась тихая музыка. Откуда-то извне, вероятнее всего, из Замка, до нас донеслось звяканье и царапающие звуки.
- Так Джулия прошла твое посвящение, - подсказал я.
- Да, - сказала Ясра.
- Что случилось потом?
- Она научилась вызывать образ Сломанного Лабиринта и пользоваться им, чтобы магически видеть и налагать заклятия. Она научилась извлекать через трещины в нем грубую силу. Она научилась отыскивать дорогу в Отражениях.
- Не забывая при этом о провале? - предположил я.
- Именно так, и в этом у нее определенно есть сноровка. Кстати говоря, у нее чутье абсолютно на все.
- Меня изумляет, что смертный может пройти Лабиринт - даже если это испорченное Отражение - и выжить.
- Это удается немногим, - сказала Ясра. - Большинство наступает на линии или умирает таинственной смертью в зоне пролома. Справляется, примерно, процентов десять. И это хорошо, потому что ограничивает доступ к тайне. Из тех, кто прошел его, лишь немногие способны обучиться магическому ремеслу на том уровне, чтобы что-то представлять собой, сделаться грамотным знатоком.
- И ты говоришь, как только Джулия поняла, что ей нужно, она действительно оказалась лучше Виктора?
- Да. Я и представить себе не могла, насколько она преуспела, пока не стало слишком поздно.
Я почувствовал на себе ее взгляд, Ясра словно проверяла, какой будет моя реакция. Оторвав глаза от тарелки, я поднял брови.
- Да, - продолжала она, явно повеселев. - Ты и не знал, что это Джулию ты заколол возле Источника?
- Нет, - признался я. - Маска все время ставила меня в тупик. Я никак не мог понять, что происходит. Самыми странными из всего, что меня окружало, оказались цветы, а потом, я действительно так и не понял, голубые камни - твоя работа или Джулии?
Она рассмеялась.
- Голубые камни и пещера, откуда они появились - это нечто вроде семейной тайны. Их вещество - своего рода магический изолятор, но если соединить два осколка камня, возникает связь, так что обладай ты должной чувствительностью и оставь себе один из них, ты получаешь возможность следить за передвижениями второго по Отражению.
- По Отражению?
- Да.
- Даже если бы у меня не было никаких магических способностей?
- Даже в таком случае, - сказала она. - Все равно, как следить за механизмом, перемещающим Отражения. На это способен любой, если он достаточно проворен и чувствителен. В момент, когда Отражение перемещается, ты перемещаешься сам, словно идешь по следу, который оставляет перемещающий механизм, а не за самим Отражением…
- За самим, за самим… Ты пытаешься объяснить, что у кого-то появились преимущества перед тобой?
- Правильно.
Я поднял глаза как раз вовремя, чтобы увидеть, что Ясра покраснела.
- Джулия? - спросил я.
- Ты начинаешь понимать.
- Нет, - сказал я. - Ну, может, самую чуточку. Она оказалась одаренней, чем ты ожидала. Это ты мне уже говорила. У меня создалось впечатление, что она оставила тебя в дураках. Но каким образом, я не знаю.
- Я приводила ее сюда, - сказала Ясра, - чтобы захватить кое-какое снаряжение, хотелось забрать его с собой в первый круг Отражений. Она как-то слишком внимательно осмотрела мою рабочую комнату в Замке. А я в то время была, наверное, излишне общительна. Но откуда мне было знать, что Джулия все берет на заметку и что-то замышляет? Я считала, что она слишком запугана и не в состоянии вести двойную игру. Надо признать, она отличная актриса.
- Я прочел дневник Виктора, - сказал я. - Надо полагать, вы все время были в масках или капюшонах и пользовались заклятиями, искажающими голос?
- Да, но, по-моему, вместо того, чтобы внушить Джулии страх и должное смирение, я возбудила в ней жадность ко всему магическому. Сдается мне, как раз тогда она и подобрала один из моих траголитов… тех голубых камней… Все остальное остается тайной.
- Не для меня.
Передо мной появилась чаша с незнакомыми овощами, аромат их был восхитительным. От чаши поднимался пар.
- Какова же твоя версия?
- Ты доставила ее в Сломанный Лабиринт и провела посвящение… - начал я.
- Да.
- Как только ей представилась возможность, - продолжал я, - она использовала… траголит, чтобы вернуться в Замок и вызнать кое-какие твои секреты.
Ясра тихонько похлопала в ладоши, попробовала овощи и принялась за еду. Мондор улыбался.
- Дальше сдаюсь, - признался я.
- Ну, тогда будь паинькой, поешь еще, - сказала она.
Я повиновался.
- Мои выводы из этой истории основаны исключительно на знании человеческой натуры, - неожиданно заметил Мондор, - я сказал бы, что ей хотелось проверить и когти и крылья. Догадываюсь, что Джулия вернулась, бросила вызов своему прежнему учителю - этому Виктору Мелману - и дралась с ним на колдовской дуэли.
Я услышал, как Ясра шумно втянула воздух.
- Это действительно всего лишь догадка? - спросила она.
- Правда, - ответил он, поигрывая вином в кубке. - Более того, я догадываюсь, что и вы однажды проделали нечто подобное со своим учителем.
- Какой черт рассказал тебе об этом? - спросила она.
- Я догадываюсь, что Шару был вашим учителем… а может и больше, чем учителем, - сказал он. - Только так можно объяснить то, что вы запросто завладели этим замком. Его прежний хозяин был застигнут врасплох и вместо того, чтобы организовать серьезную оборону, он от всей души проклял вас, пожелав, чтобы та же участь в один прекрасный день постигла и вас. Может быть, не все было так, как я сказал, но у людей нашей профессии судьба, повторяясь, совершает полный круг.
Она рассмеялась.
- Тогда имя этому черту - Рассудок, - сказала она с ноткой восхищения в голосе. - Более того, ты вызвал его инстинктивно, а это уже искусство.
- Приятно сознавать, что он все еще является на мой зов. Надо полагать, Джулия все-таки была удивлена, что Виктор способен противостоять.
- Верно. Она не знала, что мы окутываем своих учеников одним, а то и двумя защитными слоями.
- Но ее собственная оборона оказалась не хуже…
- Да. Хотя это, конечно, было равноценно поражению. Она знала, что мне станет известно про ее бунт, и я вскоре явлюсь, чтобы приструнить ее.
- О, - заметил я.
- Да, - заявила Ясра. - Вот почему она фальсифицировала собственную смерть, и таким образом, надо признаться, обвела меня вокруг пальца.