- Желаете посмотреть, как работает оборона города? - спросил Гумилев.
- А это не опасно? - на всякий случай спросил я.
- О, нет, наших баррикад достаточно, чтобы остановить это стадо. Прошу за мной. Вас ждет незабываемое и крайне веселое зрелище.
Мы поднялись на деревянную площадку небольшой смотровой башни, возвышавшейся над стеной. По верху стены тянулась ржавая колючая проволока, ее щетину в некоторых местах украшали клочки одежды.
Отсюда должен был открываться хороший вид на пустыню, но в кромешной тьме невозможно было рассмотреть даже землю под нами, метрах в десяти.
На башне оказался прожектор. Хороший, мощный прожектор. Гумилев включил его, и пространство перед стеной стало освещенным не хуже, чем на стадионе.
Широкая дорога, ведущая к воротам, вся была усеяна жуткими конструкциями из арматуры, балок, и железных листов. Судя по всему, это и были только что построенные баррикады.
Конструкции двигались. Образовывая сначала цепи, а потом лабиринты из ограды с остро отточенными металлическими шипами, торчащими в разные стороны. Это напоминало колючую проволоку гигантских размеров.
- А кто их двигает? - спросил я.
- Город, - ответил Гумилев. - Для оборонительных войск не нужны командиры.
Я хотел задать очередной вопрос, но замер, услышав медленно нарастающий гул. Он прорывался через воющую до сих пор сирену, он приближался и он был мне знаком.
Потом я увидел безумцев. Не знаю, сколько их было, мне показалось, что всего их было не меньше тысячи. Может быть, даже и больше. Лавина из человеческих тел стремилась к воротам города, даже не пытаясь как-то осторожно перебраться через препятствия на пути.
Безумцы бежали по дороге, врезались в баррикады, натыкались на прутья и повисали там, бездыханными. Следующие взбирались по их телам, чтобы тоже наткнуться на шипы, повиснуть на них, подергаться и сдохнуть. И при этом они кричали - от боли, от ярости, наверное, еще от чего-то.
Я не мог смотреть на такую бойню и отвернулся, едва началось это кровавое месиво. Вопли обезумевших людей, убивающих самих себя, еще долго стояли в моих ушах, даже после того, как все закончилось.
На удивление, быстро. Не знаю, может быть, минута, две… и я, очнувшись от мыслей, осознал, что стою в полной тишине. Не было слышно не единого стона, ни единого крика. Будто невидимый звукорежиссер отключил озвучку, и теперь нам предстояло немое кино.
Я повернулся, чтобы посмотреть на итог битвы, и меня едва не вывернуло наизнанку.
В свете прожектора гора трупов, висящая на штырях баррикад, выглядела ужасно. Кровь, кишки, части тел… бррр!
Тем не менее, самой первой моей мыслью было сожаление об отсутствии фотоаппарата. Такие фотографии с тэгом "18+" могли собрать немало лайков в инстаграме - это было моей второй мыслью.
И только третья мысль заставила меня опомниться и расставить приоритеты в желаниях и сожалениях.
- Вы победили! - торжественно произнес Гумилев. - Поздравляю! Не желаете ли отметить свою первую победу?
- Здесь есть телефон или интернет? - спросил я.
- Простите, - у Гумилева был такой вид, словно он не понимал, о чем я спросил. - Боюсь, что нет.
- Ладно. А карта мира или глобус есть? Ты можешь показать, где мы находимся?
- В штабе есть карта провинции, - сказал Гумилев. - Мы можем там и побеседовать, если у вас есть вопросы.
- Если у меня есть вопросы?
- Да. Может быть, вам что-то непонятно. Я могу рассказать и подсказать.
Я еще раз посмотрел на кучу тел, повисших на баррикадах. Кажется, там снова началось движение. Невидимая рука города стала раздвигать металлические сооружения в разные стороны. Шипы втягивались внутрь, тела с омерзительным чавканьем сваливались на землю, и кажется, куда-то проваливались.
- …могите… - вдруг послышалось мне. Я прислушался.
- По-мо-ги-те...
- Слышал? - я повернулся к Гумилеву.
- Недобитый безумец, - процедил Гумилев. - Такое иногда бывает после атак.
- Я думал, они только мычат, - сказал я.
- Вожаки стада могут произносить отдельные слова. Если мы пройдем в штаб, я смогу вам рассказать о них все, что знаю. Пожалуйста, прошу за мной.
Гумилев выключил прожектор, и почти в полной темноте мы стали спускаться со стены по скрипящей лестнице.
Мне почему-то показалось, что он торопится увести меня отсюда. Но в тот момент я не придал этому значения.
Глава пятая. Анатолий Толян
Когда мы спустились со стены и направились к постройкам, я спросил у Гумилева:
- Здесь есть еще люди, кроме нас?
- Есть несколько строителей, они с семьями живут в промышленном квартале. - Гумилев махнул рукой куда-то в сторону построек. - Люди приходят, уходят. Вообще жителей немного, город-то маленький, его отстраивать надо. Может, прикажете построить дом? Чем больше домов, тем больше семей. Чем больше семей, тем больше жителей в городе. Когда много жителей, в городе просыпается жизнь…
Его немного унылый и равнодушный тон внезапно вывел меня из себя. Я и так еле держался, после жуткого зрелища с безумцами, и предыдущими приключениями.
- Слушай, ты! - крикнул я, схватив Гумилева за плечо и разворачивая к себе. - Меня не интересует этот город. Я хочу понять, что происходит, как я сюда попал, и самое главное, как мне вернуться домой! Я не хочу идти ни в какой штаб! Я не хочу строить дом! Я хочу поговорить с кем-то, кто сможет объяснить мне, что здесь происходит!
Я уже почти орал, я едва не сорвал голос, и мне потребовалась пауза, чтобы перевести дух. В это время Гумилев спокойно сказал:
- Поговорить здесь вы сможете только со мной.
- Как это? - спросил я, уже успокоившись. - Ты же сказал, что в городе есть жители.
- Да, жители есть, но они… как бы это сказать… вот, кстати...
Навстречу нам шли трое мужчин. Один был в грязной робе, на голове у него находилась каска с фонариком, а в руках он держал кирку. Второй тоже был в каске, в рваном комбинезоне и с толстым мотком электрического провода в руке. У третьего из одежды были только шорты и сланцы, в руке он держал топор с длинной рукоятью. Заметив нас, они прижались к стене, став по стойке смирно.
- Представители рабочего класса. - сказал Гумилев, когда мы подошли к ним. - Шахтер, электрик и лесоруб. Еще есть повар, но он сейчас на ферме, работает. А эти бездельничают, покуда шахта, станция и лесопилка не функционируют.
- Здрасьте, - сказал я, но рабочие молчали и не двигались. - Вы можете сказать, что это за город и где мы находимся? Эй! Вы меня понимаете? Do you speak english? Deutch? France? Тинь-тянь-хуань, вашу мать!
Рабочие напоминали каменных истуканов, смотрели перед собой и молчали.
- Бесполезно, - сказал Гумилев. - Они не разговаривают. Вообще.
- Почему? - спросил я.
- Они же рабочие. Пролетариат. Зачем им разговаривать? Их жены, дети, тоже все молчат. С самого рождения. Это не только в нашем городе, но и в других городах.
- У кого-нибудь из вас есть телефон? - спросил я, обращаясь к рабочим. - Вы можете позвонить в полицию? Это вообще что за страна?!
Рабочие не шевелились. Ни единого движения, никаких эмоций.
- Городу нужен карьер, - внезапно сказал Гумилев.
- Какой еще карьер? - спросил я машинально.
Гумилев что-то говорил про железо, необходимое для дальнейшего развития. О том, что работает только ферма, обеспечивая город едой, потому что это было единственное, что построил предыдущий владелец… Что-то про то, что одной едой сыт не будешь.
Но я ничего этого не слышал. Его голос шел фоном к моим мыслям, как радиоприемник в машине.
Я смотрел на перегоревшую электрическую лампочку, болтавшуюся на проводе в тусклом свете смоляного факела. И думал о том, что я нахожусь не на Кубани. И не в Северной Америке. И, может быть, самый главный вопрос даже не в том, ГДЕ я нахожусь, а в том, КОГДА я нахожусь.
Наверное, мне не скоро придется вернуться домой.
- Ладно, - кивнул я Гумилеву. - Показывай, где тут штаб.
Едва мы отошли от рабочих, те словно оттаяли, и продолжили свой путь, как ни в чем не бывало. Я несколько раз обернулся и посмотрел им вслед, прежде чем они растворились во тьме.
- На восточной окраине города есть карьер, - сказал Гумилев. - Если там построить железодобывающую станцию, то у нас появится железо. Вам достаточно лишь отдать приказ, и карьер заработает.
Если мне все равно, будет ли на восточной окраине города работать карьер, а мэр города очень этого желает, то так тому и быть, подумал я. И сказал:
- Хорошо. Приказываю включить карьер. Ну или как там…
- Начато строительство карьера, - произнес механический голос. - Расчетное время окончания строительства две минуты.
- Так быстро? - удивился я.
- Первый уровень возводится очень быстро, - ответил Гумилев и махнул в сторону одного из строений. - А вот и наш штаб.
Штаб отличался от остальных построек чуть большим размером и наличием крыльца с четырьмя ужасными ступеньками.
Ступеньки скрипели, пока мы поднимались. В такт им механический голос равнодушно сообщил об окончании строительства карьера. Когда мы уже входили внутрь, я услышал топот ног на улице и обернулся. Мимо штаба на всех парах пробежал рабочий-шахтер, примерно в том направлении, откуда пришел.
- Город начал получать железо, - радостно сказал Гумилев и сделал приглашающий жест. - Пожалуйста, проходите, Павел Дуров.