Волчата - В. Бирюк страница 5.

Шрифт
Фон

"Хорошо тому живётся
У кого одна нога
И сапог поменьше надо
И портяночка одна".

Мужички - радые. Так-то, по крестьянским делам на одной ноге не наскочишься. У обоих все осенние дела наперекосяк прошли. Мало того, что у "пауков" вообще свой хлеб к Рождеству закончился, так у этих, у калечных - ни сена, ни дров, ни птицы набитой, ни рыбы наловленной.

Сколько я таких же повидал в своей России! Особенно - в девяностых. Когда всё вокруг рухнуло и ты вдруг - безрукий, безногий, безмозглый… Неудачник. А "удачники" - бандиты, воры, проститутки… Сколько тогда нормальных, толковых мужиков спивалось, вешалось… Просто мёрли. От бессмысленности и противности жизни. Жизни в такой России.

А у меня - всё есть! Даже смысл их жизни. Вот, костыли правильные, по минздраву, срукодельничал. А то здесь только клюкой подпираться умеют. За их работу - корм даю. Опять же - жильё, спецодежда… Конечно, пришлось обоим ошейники одевать. Семейства и их самих пропустить через полную санобработку. Не сколько для чистоты, сколько для порядка, проверить на "избоинность". И бабы у обоих к Меньшаку побегали. Теперь вот с животами ходят. Мужички сперва кривились… Но - "детей даёт бог". А уж посредством кого он свою божескую милость выражает… Лишь бы были здоровенькими.

Интересно получается: покалеченный, ущербный человек к крестьянскому труду не годен. И толпы инвалидов наполняют дороги и города средневековья. Ведь как-то они кормятся. Пуда три-четыре хлеба в год, как минимум, каждый съедает. А откуда? Из поданного да краденного?

Основной мусульманский налог, прописанный даже в Коране, 20 % от дохода, должен идти на содержание бедных, на прокорм именно таких, трудо-неспособных, людей. Христианская десятина предназначена, прежде всего, именно для раздачи милостыни. Иначе эти люди либо умирают, заражая всё вокруг своими разлагающимися трупами, либо превращаются в озверелую голодную толпу, подобную толпам разного рода зомби, описываемых в фантастических кошмариках 21 века. С последующим неизбежным ростом уровня эпидемиологической опасности.

Но стоит только внедрить индустриальный подход, с его достаточно узкой специализацией работника, как для массы калечных людей удаётся найти подходящее им, по плечу, с интересом, занятие.

Вот у меня на глазах два задолбанных жизнью мужичка, замученных болями своими, тяжёлыми, безысходными думами, унижением собственной непригодностью и неспособностью, необходимостью постоянно просить соседей, заранее понимая, что отдать взятое в долг или отработать - не удастся, превращаются в нормальных, уверенных в себе, деловитых мужчин.

Странно: в Средневековье социальные и экономические катаклизмы бьют больнее всего по детям, старикам, женщинам. А в 20–21 веке - по детям, старикам и мужчинам. Похоже, что в пост-индустриальных обществах по-новому сказывается разница в физиологии между мужчинами и женщинами.

Здесь я не про то, про что вы подумали, а про то, что 30-процентное превышение количества горизонтальных связей в мозгу у женщин становится более существенным фактором выживания, чем такое же превышение мышечной массы у мужчин. Впрочем, нарастающая феминизация мужчин и маскулинизация женщин постепенно уменьшают это различие в способности к выживанию в новых социально-технологических условиях.

Город мой Всеволжск изначально ставился вдовами, да сиротами, да калеками, да убогими. Со всей Святой Руси собирались ко мне такие. Кто своей волей, кто неволею. По суждению моему - пока у человека на плечах голова ясная, хоть какая бы беда с ним не случилася - дело ему у меня найдётся. Мне, привычному по первой своей жизни зарабатывать головой - сиё казалось нормальным. Но для местных даже и мысль такая - калечному кормиться с труда своего - была новизной великой. Они у меня милостыни просили, а я им дело давал. А уж любо им это или нет… Кто сам пришёл, да службу у меня попросил - тому по спросу дал. А кого за ворот тащат, кому из всех дел - жрать сытно, да спать мягко, да на паперти гундосить… "Кто первый - того и тапки". Остальные - и по морозу босиком.

Стройка у меня наладилась помаленьку. А селить-то некого!

"Вот моя деревня!
Вот мой дом родной!".

Только мои новостройки ещё никому не "дом родной". Кабы не Могута да его бабёнки из "отравительской веcи" - не знаю, что и делал бы.

Серьёзный попадизм-прогрессизм, как бы кому не хотелось "ковбойничания", есть социально-экономический процесс. А устраивать что-то с экономикой, не просчитав себестоимость-прибыльность - верный путь к провалу. К сожалению, серьёзных калькуляций по процессу становления святорусской боярской вотчины в середине 12 века мне не попадалось. Вот я и влетел. Как новичок-кооператор в начале 90-х.

Я понимаю, почему даже дон Румата: "носком ботфорта придвинул к выходному желобу ржавое ведро. И сейчас же - дзинь, дзинь, дзинь! - посыпались на мятое жестяное дно золотые кружочки с аристократическим профилем Пица Шестого, короля Арканарского".

И никаких мыслей о крайней узости средневекового рынка, где пара таких вёдер "золота из опилок" в состоянии просто завалить всю экономику королевства!

Румата - человек очень счастливого коммунистического будущего. Ему понятие: "денежные средства не обеспеченные товарной массой" - просто в голову не приходит. Как и всем его коллегам из Института экспериментальной истории. Как заваливалась экономика Испанского королевства под грузом американского золота… Мелочи какие! Да ну их!

"Но мы, мы дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего".

А некоторые в силах ещё и научиться кое-чему.

Вот построил я тут "подворье типовое крестьянское". С кое-какими нововведениями и улучшениями. А теперь сели мы с Николаем и Потаней и стали считать себестоимость. Что само по себе - сплошной инновизм. Нет, считать здесь умеют. Но перечень статей калькуляции, разноска по плану бухгалтерских счётов… Ну вот, опять авантюрники с ГГуями нос воротят!

В "Святой Руси" при использовании принципов бухгалтерского учёта для боярских вотчин сразу возникает проблема: очень высокий уровень "накладных расходов".

В эту статью забивается "общим чохом" куча трат, и понять что-то - невозможно.

- Летось кони съели триста пудов овса. Овёс дармовой - со смердов взыскали.

- Овёс - "дармовой"?! Ничего полезного - "дармовым" не бывает! Может, и не купил, но ведь и не продал. "Упущенная выгода" - слов таких не знаете? Не лучше ли лён растить, а овёс покупать?

Ещё хуже - с людьми.

- На холопьев потрачено: ржицы - два ста пудов, овечек - три десятка, шуб овчинных - одиннадцать…

А что эти люди за год сделали? В носу дырку проковыряли?

Не имея детальной разноски расходов-доходов, выраженных в какой-то общей единице, невозможно оценить эффективность собственной деятельности. Если она чуть сложнее, чем неприкрытый грабёж в стиле "прямой удар мечом в голову".

"Не было ни гроша, да вдруг алтын" - русское народное выражение насчёт внезапной удачи. Даже и предки измеряли удачу в денежном выражении!

Вот - брёвна для крестьянского подворья, вот трудозатраты на их вывалку, обработку, транспортировку. Вот - кирпичи. Снова - изготовление, транспортировка. Шиндель на крышу, доски на полы и двери. Теперь на самом подворье: работа землекопов, плотников, печников. А цена рабочего дня в "Святой Руси" - 1–2 ногаты.

Отдельная тема - печное железо. Вьющки, колосники, заслонки… Плит железных здесь не знают. И это хорошо - здешние цены на железо… Дешевле повесится.

Получается у меня расчётная цена такого подворья в 8-12 гривен кунами! Это ещё не "сдача под ключ" с запасом зерна, сена, дров, скотиной, утварью, инвентарём и прочим. Без цены земли и стоимости общих расходов типа частокола вокруг селения, общего колодца и общинного дома.

Понятно, что у меня тут подневольный труд и мне серебром не сыпать. Но цены…! И тут кто-то ещё хотел вотчину на свободном найме строить!

Напомню, годовой урожай ржи с крестьянского надела считается по "Правде" за полгривны. Корова, кобыла - аналогично. Как отдать построенное жильё вотчинным крестьянам? По рыночной стоимости? Рынка жилья в Пердуновке нет. По затратам? Эта цена полутора - двух с половиной десятков коров. Такое никто не осилит. Даром? Вот я из себя такой широкий? Ванька-благодетель…

Полученное "даром" - не ценится. Дал владетель избу? - Развалится, сгорит - даст новую.

"Что нам стоит
Дом построить?
Нарисуем - будем жить!".

С другой стороны - сами работники. Если наши труды задарма раздаются, так чего упираться?

Идиотская ситуация: есть пустое жилье, и есть люди, которым негде жить. Но отдать жильё людям нельзя, поскольку им нечем платить. И в долг, в ипотеку - нельзя: при здешних ставках они никогда не смогут выплатить. И сделать дешёвое, "социальное", жильё - нельзя: загонять своих людей в эти отечественные "газовые камеры", которые "изба святорусская"… Вместе с детьми…

А что по этому поводу говорит "опыт предков"?

По Судебнику 1497 года помещик должен дать крестьянину жильё и надел. Если крепостной уходит от помещика, то платит "пожилое". По сути - стоимость износа данного ему владетелем имущества. Денежный эквивалент 15 пудов мёда или 200 пудов ржи. Причём полный износ считается за 4 года. Если ушёл через год - платишь только четверть стоимости.

Кредита, процентов, ссуды на жильё - нет. Есть вечный оброк с барщиной, да возврат "залоговой стоимости" при расторжении соглашения.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора

Вляп
266 56