Подлинным шедевром жанра SF практически единодушно признается роман Ф. Брауна "Марсиане, убирайтесь восвояси!" (он-то и вошел в определенную французами десятку лучших SF-произведений, кстати, в категории "социальной сатиры", и в двадцатку - по классу "шедевров юмора"). "Уморительно-смешная карикатурная версия "Войны миров"!" - восклицает А. Доремье. И в самом деле, наконец-то на Земле объявились столько раз описанные в научной фантастике зеленые коротышки-недомерки марсиане, но они выступили в настолько необычном качестве, что все земные устои, как карточные домики, разом порушились (хотя пришельцы ни в коей мере не были ни захватчиками-терминаторами, ни душегубами). И в финале, пожалуй, впервые в своей истории земляне исторгают единодушный - от рабочего до президента США, от Генсека Организации Объединенных Наций до африканского колдуна из племени людоедов - вопль: "Да уберитесь же вы, наконец, обратно к себе!"
Прекрасен роман Ф. Брауна "Что за безумная Вселенная!", расцененный критиками как блестящее "исчерпывание темы и в то же время пародия на космическую оперу, неистовая сатира на приемы и методы, используемые SF" и одновременно "одна из лучших трактовок классической темы параллельных миров".
В более классической манере написан третий роман сборника, "Галактический скиталец", "о единственном Существе, обладающем способностью создавать и уничтожать миры". Это другая грань творчества "едкого насмешника", избравшего фантастику приемом выражения этой грани своего таланта.
Из других произведений Ф. Брауна, не вошедших в двухтомник, можно назвать: "Ангелы и звездолеты", "Космос в моих руках", "SF-карнавал", "Потерянный парадокс", "Огоньки в небе - это звезды", сборники новелл - "Медовый месяц в аду", "Звезда поведала", "Привидения и домовые" и другие. В 1993 году у нас вышел первый роман Ф. Брауна "Мозговик", рассказывающий о попытке нашествия сверхмощного внеземного интеллекта на Землю.
В предлагаемой читателю антологии Ф. Браун представлен и как писатель криминального жанра. В частности, в "Призраке шимпанзе" действует его знаменитый тандем двух прославленных аж в семи его романах детективов - Эда и Эма Хантеров. Придумав оригинальный способ вымогательства, преступник попадается в собственную ловушку и, заметая следы, вынужден совершить ряд убийств. Полиция (но не Хантеры) бессильна разгадать загадку "Призрака шимпанзе".
В романе-детективе "Кто убил бабушку?" автор подвергает своего молодого героя, которому он лично глубоко симпатизирует, буквально шоковому испытанию - потере памяти о прошлом в момент, когда тот подвергается ужасному стрессовому воздействию. В результате герой, чисто дилетантски познавая себя как бы со стороны глазами других, пробирается в потемках напрочь забытого прошлого и сначала угадывает убийцу, а потом неопровержимо уличает его… Тем неожиданнее оказывается финал романа.
Из других произведений указанного жанра перу Ф. Брауна принадлежат: "Преступление в Чикаго", "120 часов кошмара", "Тварь милосердия", "Красавица и зверь", "В этом не отказывают", "Филигранные убийства", "Странный шабаш" ("…один из самых поразительных полицейских романов, которые доводилось читать", - писал о нем Ж. Стернберг).
Последнее время некоторые критики усердно оплакивают чуть ли не кончину SF, впадая едва ли не в кликушество по поводу якобы происходящего, по их мнению, чуть ли не похода по белому свету представителей "новой волны" в роли то ли "святых, то ли юродствующих". Ну, во-первых, ни теми ни другими нас не запугать, поскольку на Руси они всегда выступали в роли глашатаев правды. Во-вторых, мы еще так мало дали нашему любителю фантастики из необъятного моря полюбившейся ему литературы, что здесь - едва початый край работы. И наконец, хочется верить, что к представляемому сегодня писателю отнесутся с особой меркой, ибо его юмор "не дар ума", а "дар сердца" (Л. Берне), а фантазия "составляет сущность действительности" (Ф. Достоевский). Действительно, кто останется равнодушным к началу одного из его рассказов: "Слышал я тут одну байку-ужастик, умещающуюся в две фразы. Сидит спокойненько последний человек на Земле у себя дома. Раздается стук в дверь". Если после этого вам не захочется непременно узнать, кто (или что) нарушило его покой, значит, вы безнадежно аллергичны к юмору. Попробуйте-ка, читатель, этот нехитрый тест на себе!
Ю.К. Семенычев
Что за безумная вселенная
Глава 1
Грандиозная вспышка
Первая попытка запустить ракету на Луну состоялась в 1954 году и закончилась неудачей. Тогда, из-за явных просчетов в конструкции, она шлепнулась обратно на Землю, прибив насмерть с дюжину человек. При запуске особенно старались отладить систему визуального контроля за попаданием в цель, поэтому ракету снабдили не обычной боеголовкой со взрывчаткой, а потенциометром Бартона. Тот должен был, как предполагалось, на всем следовании носителя до спутника Земли накопить такой колоссальный заряд электроэнергии, который при касании ракетой Луны разрядился бы в виде грандиозной вспышки, во многие тысячи раз превышающей по яркости и разрушительной силе молнию.
По счастью, ракета угодила в малонаселенный район Кэтскилла, в поместье крупного газетного магната. Последний вместе с женой, парой приглашенных гостей и восемью лицами из обслуживающего персонала погибли сразу же. Взрыв полностью уничтожил саму резиденцию и повалил все деревья в округе на полкилометра. Спасатели, однако, обнаружили всего одиннадцать трупов. Было высказано предположение, что один из гостей, журналист по профессии, оказался настолько близко к эпицентру мощнейшего электрического разряда, что его тело просто испарилось.
Попасть в Луну удалось лишь со второй попытки, предпринятой позже, в 1955 году.
* * *
К концу сета Кейт Уинтон изрядно вымотался, хотя изо всех сил старался не показывать этого. Сказывалось отсутствие практики в течение ряда последних лет. К тому же, как он смог самолично убедиться, теннис - все же игра для молодых. Не то чтобы он уже проходил по разряду людей пожилых - ему стукнуло всего тридцать один, - но без регулярных тренировок к этому возрасту - увы! - неизбежно теряешь дыхалку. И он сполна испытал это, едва вытянув сет ценой большого напряжения.
В последнем сверхусилии он молодецки перемахнул через разделительную стойку и подошел к молодой женщине, над которой одержал столь нелегкую спортивную победу. С трудом подавляя одышку, он сумел-таки расплыться в милой улыбке.
- Ну что, еще партию? Как время, позволяет?
Бетти Хэдли тряхнула копной светлых волос.
- Боюсь, что нет, Кейт. Иначе опоздаю. Я вообще не смогла бы задержаться здесь так надолго, если бы мистер Борден любезно не пообещал выделить своего водителя, чтобы вовремя доставить меня в аэропорт на нью-йоркский рейс. Здорово все же - работать на такого великодушно, человека, вы не находите?
- О да, конечно, - заверил ее Кейт, вовсе и не думая в этот момент о мистере Бордене. - Неужели вам так уж необходимо вернуться в Нью-Йорк именно сегодня вечером?
- Непременно. Надо успеть на слет выпускниц, на котором, ко всему прочему, надлежит еще и выступать: буду объяснять, как делается журнал для женщин.
- А не поехать ли и мне с вами, - пошутил Кейт, - и рассказать этой публике о том, как выпускают журнал фантастики? Или, если предпочитаете, побеседовать на криминальные темы. Ведь до того как Борден поручил мне заняться "Необыкновенными приключениями", я обеспечивал выпуск "Жутких историй". Ну и кошмары мучили меня тогда по ночам! Не исключено, что это заинтересует ваших приятельниц, как ваше мнение?
- Возможно, - расхохоталась Бетти Хэдли. - Но предстоит сугубо женская вечеринка, Кейт. Да ладно вам, незачем напускать столь унылый вид. Встретимся завтра утром в офисе. Не конец же света наступает, в самом деле.
- Ясное дело, нет, - поспешил согласиться Кейт. В этом он серьезно ошибался, хотя не мог даже подозревать о подобной возможности.
Он проводил Бетти по аллее, которая вела от теннисного корта до внушительного здания - собственности мистера Бордена, директора целой сети печатных изданий.
- А все же неплохо бы вам остаться, чтобы полюбоваться обещанным фейерверком, - еще раз попытался он отговорить Бетти уезжать.
- О чем вы? Ах да, имеется в виду эта ракета, что заслали на Луну. А разве там будет на что смотреть?
- Во всяком случае, надеются. Вы разве не читали газет?
- Не то чтобы очень. Но знаю, что при соприкосновении с лунной поверхностью - естественно, если ракета долетит туда, - сверкнет нечто, подобное молнии при грозе. Полагают, что вспышку можно будет увидеть невооруженным глазом, и поэтому все в этот момент уставятся на Луну. Кажется, в десять пятнадцать, не так ли?
- Если быть совсем уж точным, то в двадцать один час шестнадцать минут. Уж я - то в это время наверняка буду таращиться вовсю. Советую, если у вас выдастся свободная минутка, тоже взглянуть - прямо в центр диска, между рожками полумесяца. Сейчас новолуние, а ракета попадет в ту часть, что в тени. Без приборов это будет выглядеть так, будто кто-то в ста метрах от вас чиркнул спичкой. Так что - повнимательней.
- Говорят, на ракете нет взрывчатки, Кейт. Тогда чем же будет вызвана вспышка?