Украдкой, по одному, начали выходить люди из дома раввина, посмеиваясь, как это свойственно касриловским шутникам, над приговором реб Иойзефла: «Если не приговор, так приговорец». Однако в душе каждый понимал, что реб Иойзефл прав, и вспоминать историю с шалахмонесами стыдились…
В первый день пасхи, утром после молитвы реб Иося-ягненок – он был моложе – посетил реб Айзика-балбрисннка, хвалил пасхальное вино, говорил, что в этом году оно удалось на редкость, и облизывал пальцы после фалирчиков[8] Златы; а на второй день пасхи, утром реб Айзик-балбрисник – он старше – посетил реб Иосю-ягненка и не мог нахвалиться пасхальным вином из изюма и фалирчиками Зелды. А днем, после обеда, когда Зелда и Злата разговорились о шалахмонесах, правда всплыла, как масло на воде, и обеим прислугам – Нехаме черной и Нехаме рыжей – сразу после пасхи указали дорогу, как и следовало ожидать.
1902
Примечания
1
Подарки, которыми обмениваются в праздник пурим.
2
Треугольный пирожок с маком.
3
Царедворец Аман, по преданию, хотел уничтожить евреев. В праздник пурим при каждом упоминании имени Амана в синагоге дети стучали ногами, производили шум трещотками и колотушками.
4
Брис – обряд обрезания; балбрисник (ирон.) – человек, который часто справляет брис.
5
Хосн-брейшис – молитва.
6
Хосн-тойре – молитва.
7
Деньги для бедняков на мацу
8
Круглые пончики из пасхальной муки.