АЛЕКСАНДР
I. ОПИСЫВАЯвэтойкнигежизньцаряАлександраижизньЦезаря,
победителяПомпея,мыиз-замножествасобытий,которыепредстоит
рассмотреть, не предпошлем этим жизнеописаниям иного введения, кроме просьбы
к читателям не винить нас за то, что мы перечислим не все знаменитые подвиги
этих людей, не будем обстоятельно разбирать каждый из них вотдельности,и
наше изложение по большей частибудеткратким.Мыпишемнеисторию,а
жизнеописания, и не всегда в самых славных деяниях бывает виднадобродетель
или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок,словоилишутка
лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, вкоторыхгибнутдесятки
тысяч, руководство огромными армиями иосадыгородов.Подобнотому,как
художники, мало обращая внимания на прочие части тела,добиваютсясходства
благодаря точному изображению лица и выражения глаз, вкоторыхпроявляется
характер человека, так и нам пусть будетпозволеноуглубитьсявизучение
признаков, отражающих душу человека, и на основании этого составлятькаждое
жизнеописание, предоставив другим воспевать великие дела и битвы.
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Александра не вызываетникакихспоров:состороны
отца он вел свой род от Геракла через Карана, а со стороны матери - отЭака
черезНеоптолема.Сообщают,чтоФилиппбылпосвященвСамофракийские
таинства одновременно с Олимпиадой, когда он самбылещеотроком,аона
девочкой, потерявшей своих родителей. Филипп влюбился в нееисочеталсяс
ней браком, добившись согласил ее брата Арибба.Наканунетойночи,когда
невесту с женихомзакрыливбрачномпокое,Олимпиадепривиделось,что
раздался удар грома и молния ударила ей в чрево, и от этогоударавспыхнул
сильный огонь; языки пламени побежали во всех направлениях изатемугасли.
Спустя некоторое время после свадьбы Филиппу приснилось,чтоонзапечатал
чревожены:напечати,какемупоказалось,былвырезанлев.Все
предсказатели истолковывали этот сонвтомсмысле,чтоФилиппуследует
строже охранять свои супружеские права, но АристандризТельмессасказал,
что Олимпиада беременна, ибо ничего пустого не запечатывают, и что беременна
она сыном, который будетобладатьотважным,львинымхарактером.Однажды
увидели также змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящейОлимпиады;
говорят, что это больше, чем что-либо другое,охладиловлечениеилюбовь
Филиппа к жене и он стал реже проводить с неюночи-толипотому,что
боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что
она связана с высшим существом, и потому избегая близости с ней.Отомже
самом существует и другой рассказ. Издревле все женщины той страны участвуют
в орфических таинствах и в оргиях в честь Диониса; участниц таинств называют
клодонками и мималлонками,адействияихвомногомсходнысобрядами
эдонянок, а также фракиянок, живущихуподножьяГемоса(этимпоследним,
по-моему, обязано своимпроисхождениемслово"фрэскэуэйн"[threskeuein],
служащеедляобозначениянеумеренных,сопряженныхсизлишествами
священнодействий).