Олимпиадаревностнеедругихбылаприверженаэтим
таинствам и неистовствоваласовсемпо-варварски;вовремяторжественных
шествий она несла больших ручныхзмей,которыечастонаводилистрахна
мужчин, когда, выползая из-под плюща и изсвященныхкорзин,ониобвивали
тирсы и венки женщин. III. ПОСЛЕ явившегося ему знамения Филиппотправилв
ДельфымегалополитанцаХерона,итотпривеземуоракулАполлона,
предписывавший приносить жертвыАммонуичтитьэтогобогабольшевсех
других. Говорят также, что Филипп потерял тот глаз, которым он,подглядывая
сквозь щель в двери, увидел бога, спавшего в образе змея сегоженой.Как
сообщает Эратосфен, Олимпиада,провожаяАлександравпоход,емуодному
открыла тайну его рождения и настоятельно просилаегонеуронитьвеличия
своего происхождения. Другие историки, наоборот, рассказывают, что Олимпиада
опровергала эти толки и восклицала нередко: "Когда жеАлександрперестанет
оговаривать меня перед Герой?"
Александрродилсявшестойденьмесяцагекатомбеона,которыйу
македонян называется лой, в тот самый день, когда был сожженхрамАртемиды
Эфесской. По этому поводу Гегесий из Магнесии произнес остроту,откоторой
веет таким холодом, что он мог бызаморозитьпламяпожара,уничтожившего
храм. "Нет ничего удивительно, - сказал он,-втом,чтохрамАртемиды
сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на
свет". Находившиеся в Эфесе маги считали несчастье, приключившееся с храмом,
предвестием новых бед; они бегали по городу, били себя полицуикричали,
что этот день породил горе и великоебедствиедляАзии.Филипп,который
только что завоевал Потидею, одновременно получил триизвестия:во-первых,
чтоПарменионвбольшойбитвепобедилиллирийцев,во-вторых,что
принадлежавшая ему скаковая лошадь одержала победу на Олимпийских играх,и,
наконец, третье - о рождении Александра.Вполнепонятно,чтоФилиппбыл
сильно обрадован, а предсказатели умножили его радость,объявив,чтосын,
рождение которого совпало с тремя победами, будет непобедим.
IV. ВНЕШНОСТЬ Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и самон
считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер
сумелточновоспроизвестито,чемувпоследствииподражалимногиеиз
преемников и друзей царя, - легкий наклоншеивлевоитомностьвзгляда.
Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю
цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле.Каксообщают,
Александр был оченьсветлым,ибелизнаегокожипереходиламестамив
красноту, особенно на груди и на лице. Кожа Александра очень приятнопахла,
а изо рта и от всего тела исходилоблагоухание,котороепередавалосьего
одежде, - это я читал в воспоминаниях Аристоксена. Причиной этого, возможно,
была температура его тела, горячего и огненного, ибо, какдумаетТеофраст,
благовоние возникает в результатевоздействиятеплотынавлагу.