Кропоткин Петр Анархия (Сборник)
Кропоткин Петр Алексеевич
Анархия: Сборник
Сост. и предисловие Р.К. Баландина
Сборник включает основные теоретические труды князя П. А. Кропоткина, посвященные обоснованию идеи "анархии", которую автор применяет не только в отношении политики, но и как определенный методологический и этический ключ к пониманию сути общественного бытия.
Основные работы П. А. Кропоткина были написаны в конце XIX века, и современный читатель имеет возможность с позиций трагической истории XX века оценить значимость историософских и философских построений именитого автора.
СОДЕРЖАНИЕ
Р. К. Баландин. Анархия - это свобода.................................5
Раздел первый
Анархия в природе
Взаимопомощь как фактор эволюции.....................................46
Введение.............................................................46
Взаимная помощь у животных...........................................56
Взаимная помощь у животных...........................................78
Заключение..........................................................108
Раздел второй
Наука и анархия
1. Современная наука и анархия......................................116
I. Происхождение анархии............................................116
II. Умственное движение XVIII в.....................................121
III. Реакция в начале XIX в.........................................126
IV. Позитивная, т.е. положительная философия Конта..................132
V. Пробуждение в 1856-1862 гг.......................................136
VI. Синтетическая философия Спенсера................................143
VII. О роли закона в обществе.......................................148
VIII. Положение учения об анархии в современной науке...............153
IX. Анархический идеал..............................................157
X. Анархия..........................................................161
XI. Анархия (продолжение)...........................................170
XII. Анархия (продолжение)..........................................181
XIII. Анархия (продолжение).........................................194
XIV. Некоторые выводы анархизма.....................................211
XV. Способы действия................................................223
XVI. Заключение.....................................................234
2. Коммунизм и анархия..............................................237
I. Анархический коммунизм...........................................237
II. Государственный коммунизм. - Коммунистические общины............242
III. Маленькие коммунистические общины. - Причины их неуспеха.......254
IV. Ведет ли коммунизм к умалению личности?.........................261
3. Государство, его роль в истории..................................272
4. Современное государство..........................................332
I. Главный принцип современных обществ..............................332
II. Рабы государства................................................337
III. Налог - средство создания могущества государства...............343
IV. Налог - средство обогащать богатых..............................350
V. Монополии........................................................360
VI. Монополии в XIX в...............................................365
VII. Монополии в конституционной Англии. - В Германии. - Короли эпохи.371
VIII. Война..........................................................379
IX. Война и промышленность...........................................387
XIV. Заключения......................................................397
Анархия. Ее философия, ее идеалы.....................................404
Раздел третий
Анархия и этика
Этика................................................................452
Справедливость и нравственность......................................457
Нравственные начала анархизма........................................484
Экономика и нравственность...........................................533
Мораль, право, политика..............................................540
Примечания...........................................................562
Указатель имен.......................................................567
АНАРХИЯ - ЭТО СВОБОДА
Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного, ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которой мятущийся гений Толстого хотел достичь всю свою жизнь и достигал только в искусстве.
Ромен Роман
Три лика анархизма
За последние десятилетия в общественное сознание был внедрен и стал едва ли не общепринятым образ анархиста, неразрывно связанный с террором. Действительно, целый ряд организаций анархического толка на Западе, отчаявшись совершить революционные преобразования общества, перешли к тактике индивидуальных убийств, стимуляции массовых беспорядков, надеясь таким образом расшатать устои государственных систем.
В книгах и кинофильмах анархисты представлены обычно бесшабашными молодыми людьми, вооруженными и чрезвычайно опасными, посягающими на имущество, а то и саму жизнь добропорядочных граждан, - в чем-то такие "борцы за свободу" вполне соответствуют членам организованных преступных группировок. Они вызывают не уважение, а отвращение и страх.
Вполне понятно, что таким образом имущие власть и капиталы стремятся с помощью подчиненных им деятелей культуры - опорочить саму идею анархии. И это им явно удается. Однако приходится признать и то, что анархисты-разбойники - вовсе не выдуманные персонажи. Подобные люди бывали в прошлом и есть, пожалуй, сейчас.
5
На Западе анархисты чаще всего исповедуют крайний индивидуализм воинствующего толка, тогда как абсолютно преобладает там тихий и мирный индивидуализм, характерный для обывателей. Его философские основы наиболее ярко выразил Макс Штирнер (Каспар Шмидт) в книге "Единственный и его собственность", изданной в 1844 году. Он высказался с предельной честностью: "Божественное - дело Бога, человеческое - дело человечества. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело истины и добра, справедливости, свободы и т.д., это исключительно МОЕ, и это дело не общее, а ЕДИНСТВЕННОЕ так же, как и я - единственный.
Для Меня нет ничего выше Меня".
Теоретик социал-демократии Э. Бернштейн назвал Штирнера "самым последовательным из всех анархистов", который развил "идею безвластия до ее конечных выводов... Его книга - это песнь песней эгоизма". Не менее определенно высказался Г. В. Плеханов: "Макс Штирнер имеет полное право называться отцом анархизма".
В том же духе писал и В. И. Ленин: "Анархизм - вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма". Правда, не совсем ясно, что получится, если вывернуть наизнанку буржуазный индивидуализм, - пожалуй, ничего хорошего, всяческая внутренняя мерзость. Понятней и верней, по-видимому, говорить о двух разновидностях индивидуализма: воинствующем и мирно-эгоистичном. Первый находит свое воплощение в террористических анархистских организациях, второй - в "семейной идиллии" обывателя, мелкобуржуазном идеале общества потребления.
С удивительной близорукостью профессиональных политиков Бернштейн, Плеханов, Ленин и их последователи не заметили (а точнее сказать, не пожелали заметить) еще один - поистине светлый! - лик анархизма. Он прямо противоположен принципам, провозглашенным Штирнером: Мое дело божественное и человеческое, дело истины и добра, справедливости и свободы!
6
Именно так имел все основания утверждать Петр Алексеевич Кропоткин. И у него это были не просто слова, рассуждения и умозрения. Подобно мятущемуся Бакунину, он доказывал верность своих идеалов собственной жизнью. Этим он самым решительным образом отличается от подавляющего большинства философов и политологов, социологов.
Кто он? Знатный князь и революционер-народник, камер-паж императора Александра II, наследник богатых имений, бравый офицер, теоретик анархизма, замечательный путешественник, ученый-первооткрыватель (географ, геолог), глубокий мыслитель. Уникально уже само по себе сочетание этих качеств. Но главное: велик он не тем, что достиг званий и должностей, а тем, что имел честь и мужество отказаться от них во имя высоких идеалов и свободы.
Жизнь свою он построил наперекор судьбе. Не злому беспощадному Року древнегреческих трагедий, а той доброй сказочной фее, которая одарила его при рождении высоким титулом, богатым наследством, привилегированным положением в обществе. (Не об этом ли мечтают эгоисты-индивидуалисты?) Ему предоставлялись прекрасные возможности для блестящей карьеры на службе и в науке. Он их отверг без долгих раздумий.
Воспеватель и превозноситель собственного "Я" Макс Штирнер смирно прошел свой ничем не примечательный жизненный путь и умер в безызвестности. А жизнь Петра Кропоткина была исполнена необычайных приключений, творческих исканий и открытий; имя его для миллионов людей стало символом свободы... Он был учителем жизни не только на словах, но и на деле - на собственном примере.
У Кропоткина - что случается в мировой истории нечасто - не было расхождений между интеллектуальной и практической деятельностью, нравственными идеалами и поведением, образом жизни и образом мыслей, убеждениями. Его судьба подтверждает верность высказывания Канта: не надо стремиться к счастью; надо быть достойным счастья. Оскар Уайльд сказал о нем: "Человек с душой того прекрасного Христа, который, кажется, идет из России", и написал сказку "Счастливый принц" (ведь Кропоткин был князем, принцем), аллегорически показав радость дарить людям добро даже ценой собственных лишений.