Олег хотел встать с дивана, но такая дрема одолела его, что он только сказал:
- Ой, бабушка, давай завтра посмотрим, - и заснул здоровым крепким сном.
А на завтра не было уже у него бабушки.
После похорон Олег вернулся на спортивную базу и продолжил тренировки. Приехал он в город уже в сентябре. За это время родители привели в порядок бабушкину квартиру, выбросили старую мебель и старые вещи, купили все новое, и только картину мать оставила.
- Это уже антиквариат, она, наверное, больших денег стоит. Пусть повисит, а найдется покупатель - продадим.
- Никогда я эту картину не любил, - сказал отец. - Все мне казалось, что движется на ней что-то: то конь ноги переставит, то всадница мне головой кивнет. Я поэтому и дома один никогда не оставался. Я бы ее хоть сейчас куда дел.
- Пусть повисит. Олег сам решит, что с ней делать, - сказала мать.
Олег вошел в бабушкину, а теперь свою квартиру. Ничего здесь уже не напоминало о прежней хозяйке. Все бабушкины вещи исчезли. Остались только напольные часы и картина. У Олега была свободная неделя, и он решил отдохнуть, отоспаться, почувствовать себя взрослым человеком с собственной квартирой.
На следующий день Олег, убирая в комнате, бросил взгляд на картину и вдруг почувствовал, что что-то в ней не так. Он подошел ближе и стал рассматривать сначала женщину на переднем плане. Они смотрели глаза в глаза - молодая женщина с портрета и юноша в спортивном костюме. Олегу показалось, что губы всадницы тронула улыбка, и конь переступил с ноги на ногу. Но его больше всего поразил осенний пейзаж, а раньше, вроде бы было лето. Но, может, так ему казалось в детстве: он ведь никогда не рассматривал картину вблизи, а всегда с дивана, стоящего у противоположной стены. Ему помнилось, что всадница одета в вишневое открытое платье, а сейчас на ней была вишневая теплая жакетка. Олег присмотрелся к заднему плану и увидел, что действительно из-за крайнего строения выглядывает край крыши еще одного дома.
- Чертовщина какая-то, - он отошел от картины и больше не смотрел на нее.
Остаток года прошел в тренировках и подготовке к зимней сессии: Олег учился в физкультурном институте. На Новый год он позвал к себе веселую компанию и приводил квартиру в порядок. На улице снега не было: обычная предпраздничная погода с растоптанной грязной снежной кашей на тротуаре, которая подмерзает ночью и оттаивает днем. Олег взял недавно купленную метелочку и, подойдя к картине, выронил ее из рук от удивления. За рамой была зима, речка скована льдом, крыши, земля, деревья укрыты белым снегом. Всадница в вишневой короткой шубке как-то по-новому улыбалась Олегу. Как зачарованный смотрел он на таинственную картину. В это время зазвонил телефон, и один из друзей отказался от приглашения: он достал билет во Дворец студентов. В течение часа все сокурсники, приглашенные на встречу Нового года, извинились и отказались прийти. Олег был почему-то рад этому. Он решил остаться один и разобраться с диковиной картиной. Когда стемнело, Олег выключил свет и увидел, что на картине в домах и в замке светятся окна. Всадница тронула поводья, и конь подошел к самой рамке. Олег даже отпрянул. Всадница протянула руку для поцелуя, сняв с нее телесного цвета перчатку. Кисть натуральной величины вышла за пределы картины. Это было непостижимо: уменьшенное изображение женщины на полотне и живая теплая кисть со старинными перстнями и кольцами на пальцах. Олег поцеловал нежную душистую кожу, рука втянулась обратно в картину, и всадница поманила его пальцем. Олег испуганно отшатнулся.
- Я не пойду за тобой, - сказал он. - А вдруг я не смогу вернуться?
- А вдруг тебе здесь понравится больше, чем там? - женщина говорила каким-то хрустальным голосом и медленно-медленно продвигалась вперед по заснеженному пространству к деревьям леса, белым от инея.
Олег вплотную подошел к картине и дотронулся до холста, его пальцы, а затем и вся кисть погрузились во что-то мягкое, и он сначала почувствовал, а потом увидел, что женщина взяла его за руку. Он видел на картине свою руку в руке у нарисованной женщины, и его рука казалась маленькой и тоже нарисованной.
- Идем, - опять зазвенел хрустальный голос. - Тебе понравится здесь.
Олег почувствовал, как его втягивает в мягкую обволакивающую темноту. Он увидел, что стоит на заснеженном пространстве перед лесом, конь переступает с ноги на ногу, а молодая красивая наездница похлопывает стеком по его плечу. Олег был в теплом вязаном свитере, без шапки, без куртки, но холода не чувствовал. Зима была мягкая и снежная, с легким морозцем. Луна светила с бархатного иссиня-черного неба. Всадница поехала вперед, а Олег пошел за ней. Они оказались в лесу, здесь было хорошо и уютно. Такой красивой зимы он никогда не видел.
"Как на картине", - подумал Олег, продвигаясь по укатанной снежной дороге. Лес кончился, конь перешел мостик и оказался на другой стороне речки. Всадница обернулась и опять поманила его. Мостик был деревянный, с перилами, старой конструкции, но крепкий и новый на вид. Конь продвигался мимо домиков, Олег шел следом. На порог выходили старые и молодые люди в одеждах, по которым можно было изучать историю костюма, и здоровались с Олегом.
Жители ближних домиков были в старинных европейских одеждах и напудренных париках, чем дальше продвигались вглубь картины Олег и всадница, тем современнее становились костюмы и прически стоящих на крыльцах людей. Жильцы последних домиков были одеты по моде начала двадцатого века. На крыльцо последнего домика вышел солдат в форме Второй мировой войны.
- Приглашаю всех на бал, - прозвенел хрустальный голосок.
Среди людей возникло оживление.
Олег уже начал уставать, когда неожиданно увидел, что стоит перед высокими стенами замка. В стене открылась дверь, и всадница, а за ней Олег оказались на круглой площади, вымощенной булыжником.
- Добро пожаловать в замок Снов, - пропела всадница.
Олег вошел вовнутрь. Он оказался в просторном зале. В глубине пылал очаг, на стенах горели факелы, посередине стоял длинный деревянный стол, а на нем - громадные блюда с целыми запеченными вепрями, оленями, фазанами, огромными рыбинами.
Женщина вошла неслышно и тронула Олега за плечо.