Скандинавская литература 20-21 веков - Орлов фон Корф Валерий Алексеевич страница 6.

Шрифт
Фон

В 1936 году автор представил публике комедию «Ева отбывает свою детскую повинность»  Абелль подверг осмеянию некоторые моменты воспитания детей того времени. Пьеса «Анна Софи Хедвиг» (1939) была направлена против капитуляции перед насилием. Автор показал как герой сумел защитить свой маленький мир. Другая известная его пьеса«Силькеборг» (1946) по своему идейному содержанию очень похожа на предыдущую работу, только проблемы решаются довольно остро: на основе страшного опыта фашистской оккупации Абель клеймит равнодушных и пассивных людей.

Отрывок из произведения К. Абелля «Силькеборг»:

«Крошка Ульрикен.

А вот и нет. Тут-то вы нам и понадобитесь. Убей меня, бог, вы не зря пролежали здесь все это время. Нам надоели люди, которые с нами лишь до тех пор, пока молоды, а потом укрываются за занавесками в мезонинах. Нам очень нужны старики, которые не забыли, каково быть молодым, как видят и чувствуют молодые, для которых прошлоене только маленькая старомодная фотокарточка, вделанная в надгробие. Старики, которые еще способны и согласны служить мостом, соединяющим поколениявот в чем ваша миссия. У вас есть возражения?..»

Примечание (Погибший Крошка Ульриксен становится олицетворением «армии безымянных», которые отдали свои жизни за то, чтобы мы могли жить).

Ханс Кристиан Браннер (1903-1966)датский писатель, который тоже обратился к теме оккупации. Критики отмечали, что творчество писателябескомпромиссное, пронизанное стремлением найти правду жизни. Известность пришла к Браннеру после выхода его романа «Игрушки» (1936), в котором он показывает человека, как маленькое колесико для огромной машины-государства.

Тему глубоко скрытой душевной жизни человека автор раскрывает в произведениях 40-50-х годах. Убежденность в том, что в жизни всегда есть место для чудес и фантастических мгновений и это может изменить окружающую человека жестокую действительность всегда было в душе писателя. Но как найти этот чудесный путь? В произведении «Фермопиллы» (1958) Браннер попытался это сделать. Критики отмечали, что в этой пьесе писатель ставит множество разнообразных и сложных задач: насилия и борьбы против него, ответственность человека за окружающий мир. Автор не однозначно отвечает на эти вопросы. Многое в «Фермопилах» заставляет задуматьсяпочему автор как бы подчеркнуто отказывается от определения собственной позиции. Но все же основная идея пьесы яснаэто утверждение высокой ответственности человека за все, что происходит в мире. Главный герой, Стефан, человек со сложными и противоречивыми взглядами и действиямиего доброта иногда оборачивается жестокостью, терпимость к людямтиранством, самоотверженностьгрубым эгоизмом. Его слова: «Если человек знает правдуон обязан сказать ее» полностью раскрывают этот образ.

Отрывок из произведения Х. К. Браннера «Фермопилы»:

«Стефан.

Послушай, что тебе говорю я Ты не виноват, Ты должен научиться понимать это. Я знаю, что это трудно, может быть, ничего нет труднее. Но ты не можешь предать его. Ты должен жить, Потому что тыэто не только ты. Тыэто также и твой брат и твой отец.

Кай.

Я = это ты?

Стефан.

Да. Ты должен нести частицу меня, пока не умрешь. Но не как проклятие. Это было бы слишком легко. Тебе не дозволено отречься от любви ко мне»

Все писатели с которыми я познакомил читателей по-своему повлияли на литературную жизнь Дании второй половины 20 века. Продолжили печататься произведения о 2-ой мировой войнепублицистические романы Кирка «Клитгорд и сыновья»,1952, М. Нильсен «Сборник литературных репортажей», В. Хейнесен (роман об оккупации Фарерских англичанами«Черный котел»). Оле Юля (роман «Красные луга»), Э. Й. Йенсен (роман о годах гитлеровской оккупации в маленьком ютландском городке «Они прошли с юга», 1963). Критики отмечают роман Х. К. Браннера «Никто не знает ночи» (1955) как произведение жизнеутверждающее по своей тональности.

Браннер Ханс Кристиан (1903-)известный датский писатель. Родился в семье преподавателей (отецректор университета). Окончил университет. Работал в различных издательствах. С 1932 года писал пьесы для радио. В 1936 году он познакомил своих читателей с антифашистским романом «Игрушки». Выступал и как политик и философроман «Наездник». В пьесе «Братья и сестры» (1952) призывает людей к объединению против зла. Движению Сопротивления он посвятил роман «Никто не знает ночи» (1955). О мещанстве и лицемерии он поведал читателям в сборниках рассказов«Мы скоро исчезнем» и «Две минуты молчания».

Х.К. Браннер «Никто не знает ночи»:

«Самое ужасное всегда оказывается правдой.

Теперь мысль была уже внутри его, и он исторгал ее из себя, бросая в лицо неведомым высшим силам как вызови как заклинание, как обращенную к Богу невозможную мольбу о том, чтобы это оказалось неправдой. Одновременно он понимал, что это правда, что никакого Бога нет и нет никаких высших сил, а вся вина, вся ответственность лежат на нем. Он подумал об этоми остатки сна слетели с него. Он сидел распрямившись и вслушивался в темноту»

Оле Сарвиг (1921)большие споры критиков были о творчестве этого писателя. Этот датский писатель был по образованию искусствовед. Его стихи (сборники «Зеленые стихи»,1943; «Человек»,1948) отличаются религиозным содержанием и слишком усложненной формой. Его проза (романы «Спящие»,1958; «Море под моим окном»,1960; «Лимбо»,1963) не лишена лирической интонации и определенной эмоциональности. Но его критикуют за некоторое отчуждение от жизни и неоавангардистские тенденции в датской литературе.

О. Сарвиг

Христов камень

Песнь судьбы

Слышу странную песнь

из окна 

будто чья-то судьба поёт

с распущенными волосами

на ледяной улице.

За полдень

Далеко за полдень.

Люди стоят,

словно вслушиваясь.

Христос в зерне

Я видел ночью зерно,

сновидящее зерно,

всех людских поколений зерно и колосья

на этих полях.

Я видел это сегодня, где-то в пять утра,

когда явился Христос:

бледный час появлений на свет

и возгораний.

Это было прекрасно. Их сон был так тих.

А Христос, словно месяц, плыл сквозь зерно.

Два датских писателя 60-80-х годов 20 века (Стиг Далагер и Мариан Ларсен) рассматривали жизнь людей с разных точек зрения: С. Далагер писатель-реалист, писал о том, что он видел в будничной жизни; Мариан Ларсен, писатель с более сложным отношением к своим героям, у него герои видят жизнь через некую психологическую потребность.

О современных писателях Дании говорить довольно трудно. Их творчество как взрыв разбудило читающую публику, заставило об этих писателях много говорить и писать. Но этот шум от их внезапного успеха может постепенно утихнуть, а может продолжиться на долгие годы. Только время сможет показать истории настоящих писателей.

Современная датская новелла:

Стиг Далагер «На пляже»:

«Но мальчик не верил, что они успеют. Если скоро не выйти на пляж, он будет совсем переполнен, и места для них уже не окажется. Мальчик хорошо помнил, как было в прошлый раз. Они шли и шли по пляжу, а места все не находилось. А когда они наконец расположились на песке, отец стал переругиваться с другим дяденькой, который говорил, что присмотрел для себя это место раньше них и только сбегал разок окунуться в море. Дяденька обозвал отца ворюгой, и отец весь побагровел от обиды»

Мариан Ларсен «Все ждешь и ждешь чего-то»:

«Никто не сумел догадаться, какой именно любви ей хотелось. Считалось, что с ней все в порядке. Как-то она обмолвилась, что не чувствует в себе достаточно душевной красоты, чтобы думать о создании семьи. Кроме того, она чересчур замкнута. Тот он, к кому она бежит, когда ей делается тошно, и хочется куда-то пойти, с кем-то побытьне все ли равно, что он собой представляет. Не потому она идет, что он такой или сякой. Просто идет, и все тут. И если он оказывается дома, они болтают чуть не полдня. Потом она уходит, как пришла. Она не знает, кем он станет. И он про нее не знает»

Питер Хегдатский писатель уже сейчас известен всему читающему миру. Критики указывают нам, что лучшим романом П. Хега считается«Фрекен Смилла и ее чувство снега» (1992). Это детектив с острой сюжетной линией«Смилла Ясперсен видит, как с крыши дома, где она живет, падает мальчик по имени Исайя. Девушка часто присматривала за ним, пока мать ребенка пила «горькую». Смилла знала, что сам Исайя никогда не взобрался на крышуон очень боялся высоты. Значит смерть его не самоубийство, ему кто-то помог умереть, Девушка начинает собственное расследование». Детектив очень интригующий, с многими вопросами ко всем героям романа.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора