Отрывок из романа Н. Хольмквист «Биологический материал»:
«Каждый сантиметр моего нового жилища контролировался видеокамерами и, как я скоро поняла, крохотными микрофонами-жучками. Но те хотя бы были спрятаны. В отличие от камер, которые постоянно попадались мне на глаза. Маленькие, но хорошо заметныев каждом углу на потолке, еще несколько штук в местах, которые не видны с потолка: в шкафу, за дверью, в ящиках. Даже под кроватью в спальне и в тумбочке под раковиной. Везде, где мог находиться человек»
Литература Дании
Датская литература является составной частью скандинавской литературы. Выискивать отличительные черты между датской и литературой соседних северных народов, я думаю, не стоитих почти нет. Все эти литературы, конечно, имеют определенные точки отсчета для каждого временино они почти похожи. Для датской литературы этого времени этот момент относится к концу 19 векаборьба литературных направлений, в основе которых лежали черты патриархальной старины, мистики, «чистого искусства», философского идеализма.
Большое влияние на творчество поздних писателей оказали поэты-символисты Йоханнес Йоргенсен (1866-1956) и Хельге Роде (1870-1937), которые в художественном творчестве видели средство постижения религиозного опыта. Прозаик и драматург Густав Вид (1858-1915), находившийся под влиянием натурализма и символизма, тоже имел большое количество поклонников. Й. Йоргенсен свои философско-эстетические взгляды изложил в статье «Символизм», в которой он призывал следовать новому направлению, для которого действительностьоболочка высшей духовности, а мысль и существование едины. Как и Бодлер, Йоргенсен наделял поэтов даром видеть взаимосвязь вещей, которую не могли представлять обычные люди. Поэт само искусство представлял загадочным, таинственным явлением, наделял его определенным мистицизмом (сборник «Исповедь»). В своих стихах он показывает в аллегорических образах состояние человека утратившего смысл жизни и нашедшего его при соединении с Богом. В стихах это достигается резким противопоставлением голоса земной страсти («исступленные звуки скрипок») и гласом Бога (тихая мелодия вечности). В более поздний период поэт в своих произведениях обращается к народной песне, находя в ней прямое отношение к окружающей жизни («Текущий источник», «Морозные узоры»).
Отрывок из произведения И. Иоргенсена «Мартин, Мартин»:
«Все любопытные инструменты, которыми прежде Мартину запрещалось играть, теперь доступны: бери, что хочешь. Мартину это нравится.
Само собой, не то ему нравится, что отца нет в живых, просто быть мужчиной в доме уж очень приятно.
Совсем другая жизнь началась теперь для Мартина.
По утрам больше нет ни шума, ни крика. Отец всегда кричал и ругался из-за того, что Гéлла и Мартин так долго возились. Конечно, Мартин понимает, что мать убивается по отцу, но ему-то разобраться в своих чувствах непросто»
Другие поэты-символистыВ. Стуккенберг и С. Клауссен на основе нового течения стремились к художественному обновлению своего искусства: Стуккенберг подчеркивал элементы субъективизма (сборники «Стихи», «Осенние паутинки»), Клауссен изображал в стихах социально-критические черты (сборник «Дети природы»).
Из писателей-прозаиков, которые имели определенное влияние в последующее время, я бы назвал писателей «школы копенгагенского реализма» Петер Нансен (1861-1918), Карл Ларсен (1860- 1930), Свен Ланге (1868-1930), Агнес Хеннингсен (1868-1962). Карел Михаэлис (1872-1950). Особо критики отмечали Густава Вида, приверженца психологического реализма, который в своем творчестве болезненно переживал несовершенство человеческой природы. Окружающую природу писатель изображал как обезличенную материю (роман «Злоба жизни»). Слова«любовь», «природа», он в своих произведениях ставил в кавычки, подчеркивая, что этими высокими понятиями надо пользоваться аккуратно. Уже в его первых произведениях («Силуэты», «Детские души») чувствовалась горечь автора о прошлой жизни. В романах«Род», «Злоба жизни», «Кнагстед» (1902), «Отцы ели виноград» (1908), картина жизни становится все более мрачной. В романе «Род» звучит мотив биологического вырождения личности. В финале произведения он писал: «Больной род! Гнилой род! Нет у него будущего!» Эти горькие слова старая баронесса бросает в лицо непутевому сыну. В романе «Отцы ели виноград» (1908) звучит мотив наследственности и неотвратимой власти полового инстинкта. В «Злобе жизни» сатирически изображаются нравы провинциального города.
В романах Вида главные героиэто «оскорбленные» люди, судьбы которых складываются из постоянных мучений. Кроме романов Вид занимался и драматургией («Эротика», «Слабый пол», «Любительница танцев» (1905)).
О жизни своих современников писали: Й. Скьольборг (1873-1950), Й. Окьера (1866-1930), В. Йенсен (1873-1950), М. Андерсен Нексе (1869-1954). Для всех их характерна социальная направленность, вера в общественный и духовный прогресс. Критики особо отличают из этих писателей творчество М. Андерсена Нексе. В юношеские годы он работал в городе Нексе сапожником. Ранние его работы были интересны и натуралистичны. Несколько позже, в начале 20 века, писатель обратился к изображению жизни современников (новеллы сб. «Кротовьи кочки», «Гимн из бездны» (1908), «Пелле-Завоеватель» (1910). Его роман «Пелле-Завоеватель» построен в форме биографического повествования о судьбе крестьянского подростка, напоминающей жизнь самого писателя. Автор весь материал романа разложил по нескольким томам. Том 1«Детство» в нем понятие слов «земля», «море», «ребенок» занимают основную часть произведения. Том 2«Годы учения», где автор точно сумел передать неуверенность молодого героя, ищущего свой путь. Том 3«Великая борьба», где главное место занимает осознание жизни. Некоторые литературные критики отмечали, что это произведение местами становится поучительным. Другие критики заостряют внимание читателей на человеческом сострадании, которое преобладает над всем. Немного позже Андерсен Нексе продолжил тему жизни современников в романах «Дитте-дитя человеческое» (1921) и «Мортен Красный»(1945).
Отрывок из произведения М. Андерсен Нексе «Диттедитя человеческое»:
«Кроме детей, для которых Дитте сразу же стала «настоящей мамочкой» и смотрела на их шалости со снисходительно-мудрой улыбкой, симпатию у Дитте вызывал отчим. Он тоже руководился в своих поступках чувством справедливости. Неудачи и несчастья, перенесенные Ларсом Петером, не ожесточили его. Всю свою жизнь он мечтал «по-настоящему взяться за землю», пробовал стать рыбаком, но всюду его словно преследовало проклятие. Мещанская молва закрепила за ним обидную кличку «живодера», намекая на его профессию сборщика падали и старьевщика. Богатые хуторяне создавали одну за другой вздорные выдумки об «отверженном». Тихий и флегматичный, он научился обходиться без людей, считал, что для того, чтобы «водиться с людьми» (как это умел делать его брат Йоханнес), надо быть «гладеньким, чистеньким снаружи и холодным внутри». После ареста жены он как-то совсем сник, стал еще тише. Действительно, теперь на крыше его дома уже не селился аист, а, образно говоря, «гнездилась зловещая птица бед и махала своими черными крылами». Трагедия Ларса Петера состояла в том, что усилия одиночки, человека труда, как бы ни велика была затрата его энергии и воли, разбиваются под ударами «обстоятельств» наступлением крупных собственников, настоящих живодеров»
Некоторое представление о датской драматургии первой половины 20 века и начала 60-х годов могут дать произведения следующих авторов: К. Мунк, К. Абелль, Х.-К. Браннер, К. Сэндербю, Э.-Б. Ольсен. Рассмотрим творчество некоторых из них.
Кьелль Абелль (1901-1961)критики считают его лучшим драматургом этого времени, который пришел в театр как решительный реформатор сцены. Абелль ратовал за использование всех изобразительных средств. По его словам«нужно не фиксировать внешний облик событий, а обнажать их скрытую суть, занимая при этом совершенно ясную позицию по отношению к изображаемым явлениям». Эти положения получили свое практическое воплощение в пьесе «Пропавшая мелодия» (1935), в которой удачно сочетаются скетчи, пантомимы, музыкальные номера. В пьесе бытовые сцены перемежаются с фантастикой.