Понял Андрон подоплёку случившегося, понял, как надо расписывать игрушку, понял, как надо класть ямчатый рисунок. Сами крупинки при падении вряд бы оставили такие вмятины. Это им порывы злого ветра помогли такое сотворить. Андрон об этом думать не стал, чудо, оно и есть чудо.
Смотрит Андрон, как тают льдинки и жалко ему такую несказанную красоту потерять и больше никогда не увидеть.
Стой же!!! выкрикнул он. Не уходи!!! Дай потешить душу и усладить сердце!!!
Только не слушаются Андрона ни ледяная крупка, ни градинки, ни льдинки. Они медленно тают, оставляя после себя порезы и вмятины. И вот уже последние крупинки превратились в водицу и каплями сбегают по бокам игрушек. Вдруг видит Андрон, что с исчезновением льдинок не совсем увяла красота изделий. Блеск игрушки потеряли, это факт. Только вместо него появилась на глиняшках другая несказанная красота, которая затмила собой ледяной блеск крупки. Множество разных вмятинок образовалана коняшке и овечке непогода.
Ты смотри! воскликнул он. Оказывается и непогода, то, что не совсем приемлет человек, может по-своему творить и создавать новое и невиданное
Стал Андрон рассматривать вмятинки. Одни точно на звёздочки похожи, другие круглые, третьи вроде как треугольники. На боку у овечки треугольники в один рисунок сбились, круг образовали. На лошадкево лбу звёздочка видна, а на груди целый веер звёздочек.
Вот это давыдохнул Андрон. Такого я никогда в жизни не видел. Это тебе не впившиеся льдинки блестят, это совсем другое. Вот чему надо поучиться. Вот что надо перенять и воспроизвести на своих изделиях.
Проснулся в Андроне художник. И этот художник начисто отключил Андрона от реальности сиюминутной жизни. Забыл Андрон, что лежит он в никому неизвестном овражке и что нет рядом никого, кто мог бы подать ему руку помощи. Возможно, что и жить ему осталось совсем немного на земле.
Как бы думал каждый простой человек в этой ситуации: вспоминал бы родных и близких, клял бы себя за неосмотрительность, кричал бы, пока не потерял голос, бился бы головой о землю, которая цепко заключила его в свои объятия.
Всё было бы именно так, но не с Андроном. Он не бьётся головой о землю, не закатывает истерик и не проклинает в неутешном горе всех и вся, возлагая на них вину за то, что встретившись с ним, не остановили, не расспросилизачем он и куда идёт, и не отговорили. Все бы были у слабого человека виноваты, всем бы досталось. А у Андрона в это время как то наоборот рождаются в голове причудливые рисунки, состоящие из кружочков, треугольничков, точек и звёздочек. И нет им числа. Одни занятнее других. Другие причудливее третьих.
Не может Андрон выбросить их из головы, не может он отрешится от этих сказочных наваждений и думать только о своём спасении. «Возможно, это даже и хорошо, думает Андрон, ничто не сбивает его с толку, ничто не приземляет его душу. Он почти погребён, а душа летает, творит и радуется».
Достаточно много времени прошло с той минуты, как рухнула на него глиняная глыба, после чего он увидел игрушку в новом свете. Наконец художник в Андроне занемог, душа устала, и наступило сердечное затишье. Ничто больше не волнует Андрона, будто сделал он главное дело в своей жизни и теперь может уйти на покой.
Да, это действительно так. То, что открылось Андрону в далёком будущем мастера и искусствоведы назовут ямчатой геометрической росписью. Но пока этой росписи нет. Вообще-то эта роспись есть. Она есть на коняшке и овечке, она угнездилась в душе и голове Андрона, она обязательно проявит себя в его изделиях и никто и ничто не может остановить поступательного хода времени, которое должно донести до будущих поколений явленное божественным промыслом.
Только всё это не даётся просто таквсё нужно выстрадать и душевно и телесно, только тогда появятся всплески нового в мироздании, только тогда игрушка со своим чудной росписью займёт своё незыблемое место в подлунном мире. Это факт.
Очнулся Андрон от забытья. Смотрит, длинные тени поползли по противоположному склону оврага, значит дело к вечеру. Попытался Андрон стряхнуть глину. Насколько мог, отгрёб руками с боков, дальше не получается, руки больше не достают, хотя со спины часть глины просыпалась и дышать стало много легче. Пока с глиной возился, устал. Уронил голову на землю, забылся на несколько минут, а очнулся, от того, что почувствовал на лице чьё-то дыхание. Открыл глаза и видит Тяфкуего рыженькую собачонку. Когда Андрон уходил, то позвал её с собой, а Тяфка не пошла, заигралась с сынишкой, а теперь нашла его по следу. Вот умница, с ней всё веселее. Обрадовался Андрон собачке, да так, будто за жизнь зацепился. Только как Тяфку отправишь в деревню за помощью, она не пойдёт, не обученная. Пусть так, рядом сидит и то хорошо.
Тёплую летнюю ночь они переночевали вдвоём. Очнулся Андрон от того, что ломят ноги, спина, поясница, да ещё пить хочется. Видит Андрон, чуть дальше по овражку вода блестит, воробышки у бережка пёрышками воду взбрызгивают. Там ключ из земли выбивает. Из этого ключа Андрон глину увлажнял, чтоб игрушки слепить. Вода вот она, совсем рядом, а не взять.
А тут ещё Тяфка стала Андрона домой звать. Отбежит от Андрона немного и начинает на месте крутиться и тяфкать. Так она человека за собой зовёт. Хозяин такую манеру поведения собачки знал и теперь с умилением и грустью смотрел на её выходки. Наконец та устала звать недвижного хозяина, подошла к нему, обнюхала завал и стала копать. Она копала без устали и с большим усердием.
Разве ты меня откопаешь? проговорил Андрон, глядя на потуги малорослой дворняжки. Ничего у тебя, милая, не выйдет. Тут мужик с лопатой и то за час не справится. Что ты можешь сделать своими маленькими лапками. Я быстрее помру под этой глиной, чем ты успеешь меня откопать. Только Тяфка его не слушала и продолжала самоотверженно трудится. Так прошёл весь день. Сколько прокопала Тяфка, Андрон видеть не мог. Наконец она устала, забралась на завал и завыла.И столько в этом вое было любви и безысходности, что хватило бы на весь мир и ещё осталось. После долгого жалобного вытья Тяфка подошла к Андрону лизнула его в нос и легла по левую руку. Так прошла ещё одна ночь.
Утром Тяфка выбралась из овражка, постояла на его краю, посмотрела на Андрона и, повиляв хвостом, стала уходить по косогору в направлении деревни.
Иди Тяфка, идипроговорил в след Тяфке Андрон. Нечем мне тебя покормить. Может быть, ты своим появлением дашь знак жене, соседям и тебя люди поймут. Помолчал и тихо добавил, может быть поймут, а может быть, и нет.
Тяфка ушла, и Андрону стало невмоготу скучно и совсем безисходно. Единственное близкое ему существо и то ушло в деревню. Осталась первая и последняя радостьигрушки.
Тяфка, откуда ты, всплеснула руками Матрёна, жена Андрона, увидев собачку. Та же, при виде хозяйки, легла на живот и стала жалобно поскуливать. Подошёл дед Викул, он был соседом Андрона, посмотрел на собаку и сказал:
Не зря собачка прибежала, не зря. К земле жмётся, скулит. Беда с Андроном произошла.
Какая беда! вскрикнула Матрёна.
Почём мне знать, какая беда. Может деревом придавило, али в трясину попал. В прошлом годе пастух на рой пчёл наступил и от укусов помер. Всякие беды бывают, а ты спрашиваешь какая? Она всякая беда-то. Откели знать.
Так делать то что? Викул! А Викул! Мужиков в деревне нет, все на поисках. Выкрикнула в плаче Матрёна.
Делать, говоришь что? Лошадь запряжём, возьмём топор, лопату, верёвку и пойдём за Тяфкой.
Через малое время всё было приготовлено, и Викул, Матрёна с Тяфкой двинулись в путь. Тяфка бежитвпереди и постоянно оглядывается, как бы убеждаясь в том, точно ли за ней идут люди и не свернули куда в сторону.Когда подошли к овражку, Тяфка громко залаяла.
Я тут-тутпослышался слабый голос Андрона.
Здесь он! Здесь! сиплым голосом проговорил Викул. Он понял, что произошло с соседом, и бросился откапывать Андрона, крикнув на бегу Матрёне, чтоб набрала и дала мужу воды. Тяфка тут же суетилась, повизгивала, прыгала на людей, выражая собачью радость и проявляя участие.
Андрона откопали, правда, ходить он не мог и сидеть тоже, всё тело затекло и не слушалось. Его положили на телегу и повезли. Тяфка тоже запрыгнула к Андрону на телегу.
Умная животина, проговорил дед Викул.