Редактор, скорее всего, читал первую строфу и говорил: «В деревне, значит, живёте. Так-так-с Знаете, юноша, приходите через год. А лучшечерез три. Возьмите тетрадочку-то, нам не надо-с».
Есенина это был, конечно, онвернулся к своим знакомым, оставил им тетрадку со стихами и уехал обратно, озадаченный. Как так? Звуки сами набегают, а печатать их всё равно не хотят.
Прошло 30 лет со смерти Сергея Есенина. Его тёзка, брат Марии, без вести пропал на войне. Однажды, разбирая чердак, Мария нашла старую-старую тетрадку со стихами.
На обложке было аккуратно написано: «Больные думы».
Листала-листала и вдруг её озарило: знаменитый Сергей Есенинне их ли случайный знакомый?
Ильина отнесла тетрадь знающим людям. Те, не веря своей удаче, провели графологическую экспертизу. И подтвердилось: это Есенин, это его почерк, это его стихи.
Жаль только, плохие.
* * *
В мае 1912 года Есенин узнает о смерти своего соученика по спас-клепиковской школе Дмитрия Пыриковатому было 18 лет. Многозначительно напишет об этом Грише Панфилову: «Да, я частенько завидую твоему другу Пырикову. Вероятно, его боги слишком любили, что судили ему умереть молодым. Как хорошо закатиться звездой перед рассветом»
В июне он завершает школу, получает свидетельство об окончании, а следом ещё и паспорт 1389. Паспорта тогда давали на год.
Родители прочат ему продолжение учёбы в Московском учительском институтеон изо всех сил отнекивается, хотя сам догадываетсядеваться всё равно некуда.
С поэзией ничего не получается, учиться не хотелось бы, но остаться в деревне и обратиться в мужикавообще невозможно.
Что делать-то?
Разве что «закатиться звездой»
8 июля 1912 года в доме отца Иоанна вновь приехавшая к нему погостить Анна Сардановская познакомила Сергея со своей подругой Марией Бальзамовой.
Панфилову Сергей отпишет: «после трёх дней она уехала и в саду просила меня быть её другом. Я согласился».
В конце июля Есенин вступает с Бальзамовой в переписку, по-юношески нагоняя трагики: «Ну, вот ты и уехала Тяжёлая грусть облегла мою душу, и мне кажется, ты всё моё сокровище души увезла с собою. Я недолго стоял на дороге, как только вы своротили, я ушёл И мной какое-то тоскливое-тоскливое овладело чувство» Всё это было бы подростковым театром, когда бы за этими словами не скрывалась возможность трагедии.
Едва Бальзамова уехала, СардановскиеАнна и её сестра Серафима (все её звали Симой) сделали Сергея объектом издёвок в связи с зародившимся между ним и Марией чувством.
Анна Сардановская Есениным по-прежнему интересоваласьиначе так не насмехалась бы. Она взрослела и делалась всё более привлекательной. Но доступнее от этого не становилась: даже не целовались ни разу.
Мария Бальзамова выглядела чуть старше и серьёзнее Сардановской; она не была настолько хороша, но казалась милой и тем более первой пошла навстречу. Это ведь томительно и многообещающе, когда девушка, едва знакомая, вдруг предлагает дружбу. Есенин в письме Панфилову не без восторга охарактеризовал её как «тургеневскую Лизу»значит, роман читал, о подобной подруге задумывался. И вот она явилась.
Правда, с ней тоже не целовался.
Есенин был совершенно неопытен.
Много лет спустя он, будучи не вполне трезвым, поведает одному знакомому, что был лишён невинности в 15 лет шестипудовой попадьёй. Почти наверняка выдумка: в Константинове, например, вообще никакой попадьи не было.
Наслушавшись в свой адрес острот от сестёр Сардановских, Есенин вспыхнул: ах, вы шутите надо мной, думаете, что я смешон? я сейчас покажу вам, кто я, каким я был.
Прибежал домой и выпил эссенциик счастью, совсем немного.
«У меня схватило дух и почему-то пошла пена», признается он Бальзамовой только в октябре.
Всё поплыло перед глазами, кожа во рту сразу отошлано, видимо, напугался, сплюнул, побежал за крынкой с молоком, начал себя отпаивать и снова плеваться.
Мать, наверное, потом удивлялась: а кто молоко-то всё выпил? Сергей, ты, что ли? Жажда, что ли, одолела? Или опять поил кого-то? А то у них самих молока нет.
Никого не угощал.
Просто догадался о себе: однажды он это может сделать.
* * *
«Зачем тебе было меня любить и меня вызывать и возобновлять в душе надежды на жизнь, писал Есенин Бальзамовой. Я благодарен тебе и люблю тебя, Маня, как и ты меня, хотя некоторые чувства ты от меня скрываешь».
Очень характерно это «как и ты меня».
«Ох, Маня! писал. Тяжело мне жить на свете, не к кому и голову склонить, а если и есть, то такие лица от меня всегда далеко и их очень-очень мало или, можно сказать, одно или два. Так, Маня, я живу. Мать нравственно для меня умерла уже давно, а отец, я знаю, находится при смерти»
Отец, кстати, в это время даже не хворал; но Сергею нужно было создать ощущение кромешной бесприютности, добиваясь от Бальзамовой вещей очевидных: чтобы его пожалели и, хотя бы на расстоянии, приласкали. Или, может быть, даже позвали в гости. Чтобы Маня однажды ответила: если, Серёжа, я вхожу в число этих двух людей, приезжайсклонишь голову ко мне, и я её поглажу.
Бальзамова, однако, ничего подобного не писалаболее того, в ответ на есенинские подростковые стенания сообщала, что для неё всё удовольствиетанцы, и о нравственном падении матери Сергея вопросов не задавала.
Девушка, видимо, была совсем не глупа и вполне себе остроумна. В конце едва ли не каждой своей эпистолы Есенин приписывал: отправь моё письмо к чёрту, отправь моё письмо в ад. Вот уж ей делать было больше нечего.
Весной Мария Бальзамова окончила Рязанское епархиальное женское училище, а осенью уже стала учительницей в селе Калитинка Рязанской губернии: шагнула в самую настоящую взрослую жизнь и ждала от Сергея более осмысленных шагов.
Есенин же в августе переехал в Москву к находящемуся «при смерти» отцу, прописавшись в одном из домов купца Николая Крылова, в трёх лавках которого отец Александр Никитич многие годы отработал: на Большой Серпуховской, дом 2, в Большом Мартыновском переулке, дом 2, и в Большом Строченовском переулке, дом 24. Именно по последнему адресу, в шестой квартире, где жили купеческие служащие, поселился Сергей.
Отец устроил его конторщиком.
Через неделю Есенина-младшего уволили.
Причиной увольнения стал отказ Сергея вставать с рабочего места, когда входит хозяйка. Все вставали, а оннет.
Отец ему:
Ты что же творишь, сынок?
Сын отвечает:
А я поэт. Вставать не буду и вообщеухожу. Чтобы стать знаменитым.
Отец пытался объяснить:
Сын, и я читал и Пушкина, и Лермонтова, и Толстого тоже. Знаешь, в чём правда? Они помещиками были, и на каждого работало по триста человек. А на тебя кто будет работать? Ты же с голода умрёшь.
А Горького ты знаешь, папаша? парировал сын.
(Он звал отца папашей; в те годы подобное обращение ещё не имело иронической коннотации.)
Читал мало, но читал, отвечал отец. Он среди остальных, как белая ворона, онодинок, вокруг чужая стая. И ты будешь одинок. Ничего нет страшней одиночества.
К этому времени Есенин не написал ещё ни одного стоящего стихотворения. Если бы он, глотнув эссенции, не выжил, о нём и слова не было бы в самой обширной литературной энциклопедии. Однако его убеждённость в собственномгрядущем! даре была настолько огромна, что отца он всё равно не послушал.
«Посмотрим», сказал.
К Марии Бальзамовой в гости Есенин не ехал по той же причине: голову ему, может, и хотелось склонитьно стихи-то важнее. Тут его ждёт неизбежная слава, а там что, в деревне Калитинка? Лучше бы она сама приехала, что ей стоит. Непонятно толькокуда.
Но как минимум про необходимость «стаи» отец угадал.
* * *
Бальзамовой хотелось определённости. Она спрашивала, любит ли он её. Он отвечал, что любит, и даже обещал: «настанет день, когда я заключу тебя в свои горячие объятия».
Однако точной даты не называл.
Написал только, что «должен влачить те же суровые цепи земли, как и другие поэты».
В какой-то момент Бальзамова начала волноваться, всё ли у него в порядке со здоровьем.
Есенин устроился на работу в контору книготоргового общества «Культура»поближе к литературной жизни и литераторам, которых надеялся увидеть, узнать лично.