Гермес или Химера - Вотрин Валерий Генрихович страница 4.

Шрифт
Фон

Ослобог-Сет-Сутех становится Сатаной, Гермес предстает спасителем мира, юлящий и хитроватый Штумпф управляет людскими судьбами, а Иисус... Иисус изнывает на кресте! А что человек вам, о Архонты мира сего? А он песок, сухой и сыпучий, он - смерть, он - вечная метаморфоза и неизменность, он - безумное животное безумной богини, он - вера. Да, именно вера. Не малодушное слюнтяйство, не показуха, а вера. Хотя много иронии, дара своего друга Мома, вкладывает в это слово Гермес, пролаз и быкокрад. Искуплением же занимается другой, умирающий и воскресающий, - Иисус. Довольно распространенная теория в христологии. Значит, есть искупление? Или нет его? Есть, но через силу, со скребущими душу кошками, через не хочу. Ибо тягостно заниматься ему неблагодарным, не приносящим пользы делом. Потому что на свете есть Гогна. Эволюция их в моих черновиках, как и всякая эволюция, была нелегкой. Сыны проклятия, Гогна очень кстати сейчас, поскольку мы живем в эпоху морально-религиозного ханжества. Для кого-то вера - чистый пламень, а для кого-то омут, в который кидаются очертя голову, и тонут в нем, и захлебываются, и подныривают в тщетной и тщательной попытке утонуть. Гогна, люди без лица и имени, мертвые жильцы на этом свете и выходцы со света того, каменные вехи на дороге благих намерений. Сколь далеко от них трисмегистничанье Гермеса. Гогна, Гогна все мы, разбитое, забытое поколение, кошка, раздавленная тяжелой фурой истории!

Три способа убить бога: 1) заковать его в цепи, покуда он, лишившись сил, не умрет; 2) лишить веры и почитания; 3) отобрать и передать другому его Ремесло.

Гогна - это демоны, "боги данного мгновения". Поэтому они страшны как для людей, так и для богов.

Смерть Пана действительно знаменует собой гибель старого мира, как говорит Плутарх, а за ним повторяет Рабле.

Чтобы досадить Христу особо, нужно вредить людям, его овцам, чем и занимаются Архонты.

Эволюция Гогна продолжается. Теперь это уже "боги мгновения". Быть может, следовало укоренить эту мысль в романе? Но люди-Гогна зримей бесплотных демонов мгновения. А образ конца античности в виде Пана далеко не все, что означает он в романе. Явление Пана Гермесу - это, может быть, предвестие конца рыбы? Ведь рыба не может жить без воды-веры: она уснет на каменном и враждебном берегу. Однако я, Гай Валерий Вотр, вовсе не собираюсь ускорять это.

Тартар: святотатцы. Цербер. Титаны.

Баст в прекрасных отношениях с Осирисом. Ведь она и есть Шехина, проявление его воли в мире.

Буле: а) вопрос о Сатане; б) вопрос об Антихристе; в) безумие Ленты; г) отравление Модераты; д) присутствие в связи с этим Мириам и одного из ангелов (Габриэль Катабан). Отсутствие Меса, вместо него - д-р Берджих Сулла (Пеан).

Где-то в запредельных, несознаваемых далях, вне всего и вне самого себя, есть Эн-Соф, Великое Не. Это Бог, трансцендентный идол Каббалы. Согласно полувнятным намекам каббалистов, Эн-Соф нет дела до мира, и даже не он его создал. Во всяком случае, желает ли того Эн-Соф или нет, но Шехина, олицетворение его власти в мире, имеет полную волю творить и созидать. Она и есть та самая инстанция, куда в случае чего нужно обращаться. Иудаистская Шехина в христианстве видоизменилась в Софию, божью мудрость и благодать, с теми же функциями - творить, устроять и стоять за людей. Впервые этот образ появился в "Человеке бредущем". В "Гермесе" Шехиной становится единственное незлобное и лишенное всяческих претензий существо - египетская богиня веселья и пляски Баст. "Веселие" - одно из важнейших, но довольно туманных качеств Софии.

В разговоре Иисуса с Месом - спор его с Месом (Иисус отвергает его предложение превратить камни в хлебы: "Не хлебом единым...

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги