Полное собрание творений. Том I - Святитель Иоанн Златоуст

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Полное собрание творений. Том I файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Святитель Иоанн Златоуст

Полное собрание творений

Том I (Часть 1)

I. Увещания к Феодору Падшему

УВЕЩАНИЕ ПЕРВОЕ. Скорбь о падении души друга. Не нужно отчаиваться в возможности восстания.  Надежда как цепь, привязывающая нас к небу.  Примеры восстания падших грешников.  Навуходоносор.  Ахав.  Манассия.  Ниневитяне.  Добрый разбойник.  Покаяние как всеочищающая сила.  Усилия демона ввергнуть нас в отчаяние.  Всякое покаяние находит себе вознаграждение.  Радости рая.  Муки ада.  Душа Феодора, болящая любовью к Гермионе.  Исцелимость болезни.  Нетрудность покаяния.  Пример молодого Финикса.  Пример престарелого монаха.  Упование на милосердие Божие.

УВЕЩАНИЕ ВТОРОЕ. Возвращение Феодора и ответ на него.  Непозволительность попечения о семейных делах человеку, посвятившему себя на служение Богу.  Бегство из воинства Христова.  Необходимость заглаждения греха.  Слабость человеческой природы.  Падение и восстание.  Пример Давида.  Суетность благ мира сего.  Неудобства, связанные с царством, славой, богатством и браком.  Брак, при всей его священности, есть прелюбодеяние в деле Феодора.  Заботы семейной жизни.  Свобода последователей Христа.  Единственное несчастье для христианина оскорблять Бога.  Заключение.

II. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни

СЛОВО ПЕРВОЕ. Наказание противящимся Богу. Пример в лице народов, препятствовавших восстановлению храма после плена вавилонского.  То же и с противниками монашества.  Подробности гонения на иноков.  Сожаление о неразумии гонителей.  Они более вредят себе, чем гонимым.  Пример ап. Павла и Нерона.  Греховность гонительства.  Сравнение гонителей монашества с гонителями апостолов.  Постигшее их наказание.  Свидетельство И. Флавия.  Для спасения недостаточно одной веры; необходимы и добрые дела.  Число подлежащих осуждению.  Пример из истории всемирного потопа.  Извращенность мира.

СЛОВО ВТОРОЕ: К неверующему отцу. Истинно богатый тот, кто презирает все.  Мы прославляемся более добродетелью, чем богатством.  Тому, кто все оставил, никто не расположен вредить, да и не может, если бы захотел.  Кто пренебрегает всем земным, тот легче утешается в лишениях.  Христиане особенно процветают, когда находятся в угнетении.  Кратковременность наслаждений.  История отшельника, отец которого был язычник.

СЛОВО ТРЕТЬЕ: К верующему отцу. Необходимо заботиться о спасении ближнего.  Небрежение о детях есть зло.  Законы о воспитании детей даны от Бога.  Добродетель зависит от внутреннего расположения.  Различные степени спасения.  Развращение нравов.  Необходимость строгого любомудрия.  Необходимость законов и наказаний в государстве.  Жизнь иноков уподобляется ангельской.  Зло нечестия в соединении с красноречием.  Слова Сократа у Платона в начале его апологии.  Святые мужи преуспевали без всякого красноречия.  История юноши, наставляемого монахом.  Превосходство иноческой жизни над мирской. Одинаковость правил для монаха и мирян.  Мирянам труднее спастись.  Истинный отец тот, кто печется о спасении сына.  Раздающий деньги более истинный владелец их, чем тот, кто скопляет их.  Необходимость приучаться к совершению добродетели с юных лет.  Польза временного пребывания юношей в монастыре.  История Анны и Самуила.  Увещание к родителям о воспитании сыновей в благочестии.

III. Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни

Повод к написанию этого рассуждения.  Повелевающий деньгами и собственными страстями есть более царь, чем повелевающий народом и войском.  Брань монаха славнее брани царя.  Кто из них счастливее во время ночи.  Благотворительность монаха по сравнению с благотворительностью царя. Царь и монах перед лицом смерти и после нее.

IV. О сокрушении

СЛОВО ПЕРВОЕ к Димитрию монаху. Повод к написанию слова.  Необходимость сокрушения вследствие господства греховности на земле.  Неосновательные извинения грешников.  Наказание злословящих.  Обязанность христианина любить своих врагов и делать им добро.  Толкование на прошение: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».  Объяснение слова: «не давайте святыни псам». Желание истинного блага.  Чудесная сила этого желания.  Ап. Павел как образец сокрушения и любви к Богу.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке