Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Мифическая космография. Путевые заметки файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Мифическая космография
Путевые заметки
Максим Александров
© Максим Александров, 2017
Введение
Архетипическая реальность соотносится с тем уровнем сознания, который обычно называют подсознательным или сверхсознательным, с миром снов, видений, откровений, галлюцинаций, но в той его части, где он выходит за пределы чисто индивидуального, субъективного и переходит в область всеобщего, повторяющегося, являющегося раз за разом, независимо от стран и эпох (хотя и облачённым в разные одежды).
Мифическая космография повествует о той области архетипической реальности, которая может быть представлена «географически» как описание «стран», «миров», «планет», «путешествий».
Три предыдущие книги этой серии я посвятил описаниям архетипической реальности в письменных источниках, как самых ранних, так и недавних. Тема эта восходит к глубокой древности. Шаманизм распространённая по всему земному шару среди первобытных (и не очень) народов практика основан именно на «путешествиях», совершаемых душой шамана, находящегося в состоянии транса. Картина мира во всех древних цивилизациях базировалась как на результатах астрономических и географических наблюдений, так и на подобном опыте переживания и интерпретации архетипической реальности. Причём «протонаучные» и «шаманские» описания оказывались согласованными в рамках единой модели, принятой и санкционированной традицией. Этот архаичный синтез оказался очень живуч и, по сути, создал язык и для всех более поздних учений, продолжающих говорить об «эфирном» и «астральном» (звёздном) мире, выходе души из тела и т. п. Да и модель Мирового яйца при исследовании мифической космографии по-прежнему актуальна.
Рассмотрению этих традиций и архаичных моделей реальности посвящена книга «Шаманской тропой: Введение в мифическую космографию». Основное внимание в ней уделено архетипам «трёх миров» и «четырёх сторон света»1.
Три мира: верхний, нижний и океанский (или переходный).
Первый соотносится с миром богов, небесами, северной полярной областью небосвода, Мировой горой, центром.
Второй с подземельями, миром мёртвых (часто инфернальным), болезней и бесов, трещиной в мироздании, открытой в хаос, невидимой частью небосвода.
Третий с водами, «нижними» небесами, горизонтом, периферией, миром демонических противников богов (не обязательно враждебных человеку) и магических иллюзий; как переходный мир он расположен и выше, и ниже поверхности земли мира людей.
Стороны света также исключительно важный архетип, равно моделирующий пространство «физическое» и «внутреннее» пространство трансперсонального опыта. За редким исключением (имеющим астрономические объяснения), север область смерти и демонов; юг жизни, роста, огня, страсти, становления; запад океанский, переходный, магический, амбивалентный, связанный с тайными знаниями; восток изначальная страна первотворения. «Алхимические» архетипы нигредо, альбедо, рубедо моделируют движение с севера через запад на юг или из нижнего мира в средний и верхний.
Мировое яйцо это модель мироздания, в которой земля в центре («желток») последовательно окутывается сферами («белком») стихийной, эфирной, астральной, где каждая последующая имеет более высокий статус, постепенно приближаясь к божественному миру Эмпирею. Более подробно эта модель рассмотрена в книге «Восхождение к Сфере Разума», посвящённой «мифокосмографическим» сюжетам в художественной литературе и искусстве и откровениях мистиков Нового времени. Сферы Мирового яйца хорошо накладываются на векторы трёх миров и сторон света, придавая им глубину: путник-психонавт, двигаясь в любом направлении, пересекает их последовательно.
Третья книга «Дороги и тропы» посвящена мировым мистическим традициям: «миры», описываемые мифической космографией, оказываются маркерами «стоянок», стадий на пути духовного совершенствования, приближения к Абсолюту.
Познакомимся с описываемой в этих книгах «картой» чуть более подробно.
Архетипическая модель космоса
Сферы
Три вектора небесный, адский и океанский (переходный) могут рассматриваться как по принципу взаимного отражения, так и иерархически.