В первом случае Центральная Мировая гора Небес противостоит Конусу (бездне) Ада как верхняя и нижняя часть вертикали, а переходный мир это условная плоскость-горизонталь, ей почти перпендикулярная2.
В космологической версии Мирового яйца верх это область северных полярных созвездий; низ область, невидимая из северного полушария, вблизи Южного полюса мироздания; океанский мир область звёзд, восходящих и заходящих за горизонт, условно в воды вселенского океана. Наклонная «плоскость земли», по которой проходят маршруты мифических странствий, соответствует эклиптике.
Но часто мы видим другую геоцентрическую модель, в которой ад это направление «под землю», небесные сферы верхнего мира окружают землю, как оболочки яйца желток, а переходный мир оказывается областями, ближайшими к поверхности земли сверху и снизу. И естественно, они не равноценны.
Для удобства современного читателя эту картину можно условно соотнести с современной научной моделью. Тогда:
сфера вод это гидросфера: воды поверхностные, подземные и атмосферные в тропосфере;
сфера воздуха стратосфера;
холодная мезосфера хорошо соотносится с мифическим ледяным хребтом,
а термосфера (с температурой в 150 градусов) с хребтом огненным (сферой огня).
Выше лежит эфирная сфера это, так сказать, «экзосфера».
Дальше начинаются уже астральные миры, где проходят пути планет (нижний астрал) и звёзд (верхний астрал). Понятно, что в геоцентрической модели они будут восприниматься тоже как сферы, окружающие Землю. Но там, на границе нижнего и верхнего астрала, появляется архетипический образ «Духовного Солнца» высших миров, образующий новый центр притяжения.
Чередующиеся слои мыслились и внизу внутри Земли. (Сфера подземного огня здесь, допустим, слой вулканических магм).
Иерархия миров
Для восприятия стихийных сфер характерны амбивалентные или опасные существа, лабиринты, заставы. При направлении «вверх» образы небесных вод, бурь, злых духов. При направлении «вниз» чистилища, образ многослойной земли, «нижних земель». По горизонтали водные пространства (в основном на западе), пустыни (главным образом на востоке), неведомые земли, монстры.
Рубеж стихийной и эфирной сфер может восприниматься как место сражения (например, между силами света и тьмы), место суда, сфера Луны, горы льда и огня.
Эфирный мир имеет чёткую полярность между земным раем (обычно на востоке северо-востоке) и адом3 (как правило, с входом на западе севере). Пространство между ними это океанский мир область полубогов/даймонов. Здесь же (или отчасти в стихийной сфере) находятся так называемые континенты кешвары, двипы и т. п. места обитания параллельных человечеств, оставшихся на уровне золотого/серебряного века. Характерны также образ Водной бездны Устья рек, куда проваливаются мировые воды, и образ Мировой реки, ниспадающей с небес/горы на землю, а также Источника или Древа мудрости.
Рубеж эфирной и астральной сфер нередко воспринимается как стена, граница неба и земли, Окружающая Мировая гора.
Нижний астральный мир описывается как ряд концентрических стен Небесного града, как концентрические хребты, как «семь небес», как планетные сферы. С ним связаны «власти мира сего», благие и злые ангелы, или дэвы и асуры, астральные (звёздные) образы, пути восхождения и нисхождения души, «небесные страны», образ Мирового древа.
Рубеж нижнего и верхнего астрала часто связывается с верхним океаном, образами Древа Жизни, Огромной птицы, Солнца (Духовного).
Верхний астрал это небесный рай, небесные дворцы, страна богов во главе с восседающим на троне небесным царём (или «вице-королём»), вершина Мировой горы, истинная родина человечества.
Выше находится Эмпирей мир божественного присутствия и завес, отделяющих его от нижних миров.
Движение шаманскими тропами по «плоскости земли» тоже предполагает последовательное пересечение границ «сфер» от стихийных до астральных. Именно здесь решающее значение имеет направление по сторонам света, в зависимости от выбора которого будет меняться и наблюдаемая картина.
Примером такого маршрута в художественной литературе может быть путешествие Фродо в трилогии Толкина. Здесь стороны не совпадают с архетипическими и связаны с иной ценностной системой (запад добро, восток зло4), но сам маршрут актуализирует последовательно ряд базовых архетипов5.
К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...