Введение
«Человек это не ответ. Человек это вопрос». (Тиллих П.)
На протяжении нескольких лет моей жизни, был знаменательный период изучения Транзактного анализа (ТА) теории личности и системы психотерапии, разработанной Э. Берном и его последователями.
За это время я стремился переосмыслить то, чему меня учили, результатом чего стали публикации, оформившиеся в данную книгу.
Сразу оговорюсь, что на данный момент не являюсь сертифицированным тренером по ТА, и в большей степени исповедую авторский подход, опирающийся на логику (Система «Синтезологика»). Поэтому, допускаю, что некоторые нижеизложенные мысли могут не соответствовать высоким международным стандартам, принятым в Тарнзактном анализе, а также не охватывают всю полноту знаний ТА.
Однако, книга будет полезна для людей, интересующихся психологией, саморазвитием, решением проблем в собственной жизни, поможет познакомиться со многими полезными идеями.
Для более глубокого изучения темы, рекомендую труды Э. Берна, С. Карпмана, К. Стайнера, официальные учебники и сертифицированные курсы.
Книга распространяется на безвозмездной основе с целью популяризации ТА.
© Архипов Илья Олегович
Будь в порядке
Притча: «Один старик нашел в лесу прекрасную белую кобылицу. Он привел ее к себе домой, и стал за ней ухаживать. И все соседи говорили: «Надо же, как тебе повезло! Ведь такая красивая кобыла, это же целое сокровище!» А старик отвечал: «Не знаю, повезло мне или нет, но знаю, что надо теперь для лошади строить конюшню», и вместо рассуждений шел строить конюшню.
В один далеко не прекрасный день лошадь убежала. И все соседи опять собрались у старика, рассуждая: «Ох, какое невезение! Лошадь сбежала, какая потеря!». А старик сказал: «Не знаю, везение это или невезение, знаю только, что конюшню мне можно не строить».
Через неделю лошадь вернулась, и не одна, а привела с собой целый табун коней. И соседи завистливо ахали: «Ну как де повезло опять старику!» А старик рассудительно ответил: «Не знаю, хорошо это или плохо, но знаю, что теперь мне надо учиться разводить коней».
На следующий день его сын стал объезжать одного из коней, упал и сломал ногу. Соседи опять запричитали: «Ах, какое несчастье! Как же ты теперь справишься со всем своим разросшимся хозяйством?» Старик отвечал: «Не знаю, счастье это или несчастье, знаю только, что надо ехать за доктором, и лечить ногу сыну».
Через несколько дней царь этой страны объявил набор в армию, и из той деревни забрали всех молодых парней, оставив только сына старика со сломанной ногой. Соседи, сыновей которых забрали в армию. горюя и причитая, пришли к старику: «Как тебе повезло, что у твоего сына оказалась сломана нога! Зато он остался дома!».
С помощью этой притчи, возможно проследить основные жизненные позиции, так, как это принято в Транзактном анализе направлении психотерапии, основанном Эриком Берном. Транзактный анализ это теория личности и систематическая психотерапия для личностного роста и изменения личности.
В транзактном анализе есть табличка, называемая ОК Коррал, разработанная Эрнстом диаграмма, в которой четыре жизненные позиции связаны с определенным социальным поведением. Рисуется она в виде квадрата, каждый квадрат иллюстрирует тип поведения и отношения человека к другим и себе.
Правый верхний квадрат Здоровая позиция, Счастливая, связанная со способностью достижения. Она называется ОК-ОК, все хорошо со мной, все хорошо с тобой, Ты Окей, Я Окей.
В нашей притче, эту позицию иллюстрирует Старик он всегда Окей, что бы не случилось, он деятельный, разумный и реагирующий в соответствии со своим пониманием.
Люди пытаются его провоцировать выйти из такой Окейной позиции, хотят втянуть его в игру, чтобы он почувствовал себя не Окей, тогда бы они смогли его пожалеть, или сказать, а «вот ты ничего не смыслишь» и т.п.
Ели бы старик, потеряв лошадь, стал сетовать на свою жизнь: «какой я жалкий», «я не знаю, что мне делать, а без лошади плохо», тогда бы он перешел во вторую позицию Я не ОК, Ты ОК. Старик бы взглянул на соседа «у него лошадь есть, а у меня нет», «сосед благополучный, а я жертва беспомощная, кто бы мне помог?».
Другой не Окейный вариант поведения старика «лошадь не потерялась, ее украли» так подумал старик! И скорее всего, украл сосед гад он такой! Надо пойти к ему и устроить скандал, чтобы лошадь больше не крал и не прятал! В этой позиции старик чувствует себя правым, он Окей, другой человек не Окей, старик в этой позиции готов бы был преследовать любого, на кого можно проявить гнев. Еще вариант такой позиции старик бы стремился отделаться от людей, которые сетуют по его лошади послал бы их по грибы, или влез в драку.