Открываем словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилёва.
Суперэтнос
Этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям. Высшая ступенька в этнической иерархии.
До появления термина «суперэтнос» такого рода целостность называли «цивилизациями», «культурами» или «мирами». Примеры: западная цивилизация, российская империя, арабский мир.
Единство суперэтноса состоит в наличии общей ментальности, консолидирующей весьма зачастую разнообразные этносы. И.А. Ильин: «Русская нация многонародная нация». Примеры: российский, романо-германский, англо-саксонский, римский, арабский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более мелкого обобщения в иерархическом порядке суперэтноса. В повседневности народ. Этническая общность с единым стереотипом поведения. Имеет тесную связь с природным ландшафтом или месторазвитием этноса.
Включает общие: 1) религию, 2) язык, 3) политическое и 4) экономическое устройство, 5) формирует национальный характер. Примеры: русские, ханьцы, персы, турки, немцы и т.д.
Субэтнос
Этническая система рангом ниже этноса. Выделяется в самом этносе стереотипом поведения. Противопоставляет себя окружению на основе взаимной комплиментарности своих представителей.
Субэтносы признак устойчивости этноса. Их неантагонистическое соперничество цементирует внутреннюю структуру этноса, делает её гибче, не нарушая при этом единства.
Субэтносы в ходе этногенеза возникают и рассасываются сравнительно безболезненно, сменяясь на другие. Примеры (в русском этногенезе): казаки, поморы, старообрядцы, сибиряки («челдоны») и др.
Субэтнос может выделяться в этносе в виде ведущей этнодоминантности. Пример: дворяне в России (XVI начало ХХ вв.).
Конвиксия
Низший таксон в этнической иерархии. Близка по смыслу к традиции. Обычно группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания. Существует в течение нескольких поколений. Отсюда традиционность связей и отношений. Пример: сельские общины в ВХПЦ, ВБЦ, ВИЦ, цехи ремесленников в Средневековье, мелкие племена в Языческой цивилизации. Отличается невысокой степенью активности.
Консорция
Комплиментарное объединение небольшой группы людей, связанных единой целью и исторической судьбой. Сравнима с русской артелью.
Этническая общность (целостность), прежде чем появляется на исторической сцене как активная сила, фиксирует выход ряда пассионариев. Они сколачивают вокруг себя группы единомышленников.
По типу консорции формируются политические кружки, партии, секты, банды, артели. Всегда добровольно, а не искусственно созданные.
Роль консорций в этногенезе существенна. Из них вырастают этнические системы более высоких рангов. Пример: из первых консорций христиан возник византийский суперэтнос; из консорции, собравшейся на реке Тибр Римская империя; из группы соратников Чингисхана империя монголов.
Взаимодействие этносов
Это, собственно, и есть сам процесс этногенеза, в результате которого формируются мировые цивилизации. Происходит разными способами. Они определяются: 1) уровнем пассионарности этносов; 2) их комплиментарностью и отношением друг к другу на уровне эмоций; 3) размерами, то есть численностью; 4) ландшафтом (местоположением) этносов.
Обычно считается, что способов взаимодействия этносов как минимум три: 1) симбиоз (с греч. сожительство, тесное продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов (см. Википедия); 2) ксения (с греч. гостеприимство) и 3) химера, так она впервые появляется в процессе этногенеза.
Симбиоз
Высший способ этногенеза. Форма взаимополезного сосуществования этнических систем в одном регионе, при которой участники этногенеза сохраняют своеобразие.
Этнические общности имеют различные приспособленческие навыки. Используют разные ландшафты и их части. Примеры: великороссы селились по долинам рек, оставляя степные просторы казахам и калмыкам, леса угро-финским народам.
По типу симбиоза происходят контакты и между субэтносами одного этноса. Осуществляют разные функции. Не сливаются между собой.
Ксения
Наиболее распространенная начальная фаза этногенеза. Форма нейтрального сосуществования этносов в одном регионе. Все участники этногенеза сохраняют своеобразие и не сливаются. Но не вступают в отношения, характерные для симбиоза. Между этносами не возникает острых конфликтов. Но и не происходит разделения функций при приспособлении к ландшафту.