Справочник школьника по литературе - Игорь Олегович Родин

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Справочник школьника по литературе файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

И. О. Родин

Единый государственный экзамен. Справочные материалы по литературе для подготовки к экзаменам

От автора

Данный справочник охватывает весь материал по литературе, изучаемый в курсе школьной программы. Кроме того, в него входят литературоведческие и критические материалы, а также биографические сведения об авторах, произведения которых рекомендуются для прочтения в школьном курсе в качестве дополнительной литературы.

Справочник состоит из трех разделов.

В первый раздел вошли сведения по теории литературы, литературоведческие термины и понятия.

Во втором разделе помещены материалы по древнерусской литературе (XIXVII века) и литературе XVIII века.

Третий раздел представляет собой биографический справочник русских писателей XIXXX веков. Здесь можно найти подробные биографические сведения, перечень произведений того или иного автора, характеристику творчества в целом, а также отдельных произведений.

В четвертый раздел вошли персоналии зарубежных авторов.

Внутри каждого из разделов материал располагается в алфавитном порядке.

Книга будет незаменимым помощником для школьников и абитуриентов при написании рефератов, сочинений и других письменных работ, а также при сдаче экзаменов. Полезна она будет (в первую очередь своей функциональностью) и учителям, преподавателям гуманитарных классов.


Успехов Вам на поприще изучения литературы!

И. О. Родин

Раздел I

Теория литературы

А

Акмеизм (от греч. «akme»  высшая степень чего-либо, цветущая сила) течение в русской поэзии 1020-х гг. XX века, сформировавшееся как антитеза символизму. Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.

Однако, несмотря на декларированную «противоположность» символизму, акмеисты были органическими продолжателями их пути в плане «мифологизации бытия», что наглядно отразилось в теоретических работах идеологов акмеизма. Расхождения были, в основном, эстетического и «тактического» порядка.

Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913), С. М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опублик. в 1919), А. А. Ахматовой, М. А Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и др. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (19111914, был возобновлен в 19201922 гг.), примкнули к журналу «Аполлон». В 19121913 гг. издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов».

Аллитерация см. стихотворные размеры

Амфибрахий см. стихотворные размеры

Анапест см. стихотворные размеры

«Арзамас» литературный кружок в Петербурге, существовавший в 18151818 гг. Названо по связи с шутливым произведением Д. Н. Блудова «Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей». Участники «Арзамаса»  В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, В. Л. Пушкин и др.  как сторонники реформы Н. М. Карамзина, выступали против консервативных идей «Беседы любителей русского слова», за сближение русского языка с разговорным, за новые жанры в поэзии.

Ассонанс см. стихотворные размеры

Б

«Беседа любителей русского слова» литературное общество в Петербурге (18111816), возглавлявшееся Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Члены «Беседы» (С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской) отстаивали с консервативных позиций наследие классицизма, противились реформе литературного языка, проводившейся сторонниками Н. М. Карамзина (см. споры о языке). В противовес «Беседе» было создано литературное общество «Арзамас».

В

Водевиль см. жанры драматургии

ВОКП (Всероссийское объединение крестьянских писателей) организация, объединявшая в 1920-е гг. крестьянских писателей. Она не претендовала, подобно лефовцам и конструктивистам, на роль единственных представителей революционной литературы. Чужды им были и формалистические поиски. Однако и они настойчиво отстаивали свой творческий метод как особый, отличный от метода пролетарской литературы (статьи в журнале «Земля советская»). Этот метод широко обсуждался на Первом Всероссийском съезде крестьянских писателей в 1929 г. (по итогам был выпущен сборник «Пути развития крестьянской литературы», 1930).

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке