Справочник школьника по литературе - Игорь Олегович Родин страница 2.

Шрифт
Фон

Постановление ЦК ВКП(б) от 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» (см. политика партии в области литературы) явилось причиной ликвидации объединения.

«Вольное общество любителей словесности, наук ихудожеств» литературное объединение, ставшее значительным явлением литературного процесса начала XIX века. Образовано в 1801 г. Идея организации общества принадлежит И. Борну и В. Попугаеву, преподавателям словесности немецкой школы св. Петра в Петербурге. Заседания общества велись на квартире Борна, в здании школы на Невском проспекте. В 1802 г. в общество вступили литераторы А. Е. Измайлов и Н. Ф. Остолопов, сыновья А. Н. Радищева Василий и Николай, И. П. Пнин и др. В 1803 г. после официального утверждения общества приток членов усилился: в общество в разные годы вступили К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, В. Л. Пушкин и др. Общество продолжало вольнолюбивые просветительские традиции Радищева, с которым многие члены были связаны личным знакомством. В первый период (18011807 гг.), когда во главе общества стояли Борн и Попугаев, основное внимание уделялось вопросам общественно-политическим, философским и историческим (изучение работ французских Просветителей, интерес к историческому прошлому своей страны, борьба против крепостничества). В 1807 г. к руководству в обществе приходят Д. Языков и А. Измайлов, а в 1811 Борн и Попугаев выходят из общества. Перевес в обществе получили чисто литературные интересы. В этом качестве оно просуществовало вплоть до 1825 г.

Г

Гипербола (от греч. hyperbole преувеличение) стилистическая фигура, художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Вводится в произведение для большей выразительности, характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Маяковский).

Напр., «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М. Ю. Лермонтов), «Если сын чернее ночи» (В. В. Маяковский).

Говорный стих см. системы стихосложения

Д

Дактиль см. стихотворные размеры

Двусложные размеры см. стихотворные размеры

Драма один из основных жанров драматургии, подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем ее конфликты не настолько напряженны и неразрешимы и допускают возможность благополучного окончания, а ее характеры не столь исключительны. Как самостоятельный жанр, драма возникает в XVIII веке у просветителей («мещанская драма» во Франции и Германии); ее интерес к социальному укладу и быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии «среднего человека» способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже, герой остается обычно в разладе с обществом и самим собой («Гроза», «Бесприданница» А. Н. Островского, пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького). Драма XIXXX вв. является преимущественно психологической.

Драматургия см. жанры драматургии

«Дружеское литературное общество» основано в 1801г. в Москве А. И. Тургеневым и В. А. Жуковским. Общество просуществовало немногим более полугода и провело всего 17 заседаний, но его деятельность способствовала пробуждению интереса к немецкому романтизму и оказала влияние на формирование эстетических взглядов Жуковского.

Е, Ж

Жанры драматургии уже при зарождении драматургии в античные времена возникли два важнейших драматических жанра трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празднеств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания».

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке