Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч.
В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В XVIII веке как жанр сформировалась драма, распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно в эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. классицизм). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).
В настоящее время в драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму.
З
Западники приверженцы западного пути развития России. Полемизировали со славянофилами, которые придерживались противоположных взглядов, считая, что Россия должна искать «свой путь».
Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы: И. С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш и др.; профессора истории, права и политической экономии Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Примыкали к западникам писатели и публицисты Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, В. Н. Майков, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин. Несколько особняком стоял П. Я. Чаадаев, хотя в его взглядах содержится многое от западничества.
Особый расцвет полемики западников и славянофилов пришелся на 3050-е годы XIX века. В московских салонах Свербеевых, Елагиных-Киреевских, Аксаковых, Сенявиных по определенным дням собирались представители западников и славянофилов (писатели и ученые) и зачитывали (с последующим обсуждением) новые произведения (зачастую бесцензурные), спорили на политические, литературные, экономические и богословские темы.
«Зеленая лампа» литературный кружок, существовавший в 18191820 в Петербурге. Основан декабристами С. П. Трубецким и Я. Н. Толстым, а также любителем театра и литературы Н. В. Всеволжским. Среди членов (всего около 20) были: Ф. Н. Глинка, А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. Д. Улыбашев и др. На заседаниях кружка читались и обсуждались стихи, театральные обзоры, исторические и публицистические статьи, лирико-вакхические произведения. Заседания этого кружка увековечены Пушкиным в его послании к Я. Н. Толстому от 26 сентября 1822 г.
И
Идея художественного произведения обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение.
Имажинизм (название восходит к английскому «имажизм», image «образ»), литературное течение в России 1920-х гг. В 1919 г. с изложением его принципов выступили С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев (двое последних ранее числили себя футуристами) и др. Они организовали издательство «Имажинисты», выпускавшее одноименные сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (19221924; вышло 4 номера). С наиболее полным обоснованием теории имажинизма выступил С. Есенин в работе «Ключи Марии».
История имажинизма начинается с 1916 г., когда А. Мариенгоф со своим другом в Пензе образовывает группу имажинистов и за свой счет печатает «революционный альманах» «Исход».
Позднее В. Шершеневич напишет об истоках имажинизма: «Еще в 1916 году я писал об имажинизме в книге «Зеленая улица». Позже эта теория мелькнула в альманахе «Без муз» в Нижнем Новгороде. Одновременно она появилась (и заглохла) в Англии. Потом ее голова показалась в пензенском сборнике»
В 1919 г. в журнале «Сирена» была опубликована «Декларация» имажинистов. Организуется «орден имажинистов» (вначале базировались в кафе поэтов «Домино», затем в кафе «Стойло Пегаса»). По свидетельству имажиниста М. Ройзмана, имажинисты в то время делились на «правое» и «левое» крыло. К «правому» принадлежали С. Есенин, Р. Ивнев (Ковалев), А. Кусиков (Кусинян), И. Грузинов и сам М. Ройзман. К «левому» А. Мариенгоф, В. Шершеневич, братья Борис и Николай Эрдманы, художник Б. Якулов.