Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Азбука современной философии. Часть 1 файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Азбука современной философии
Часть 1
Ольга Панкова
© Ольга Панкова, 2020
Посвящаю тем, кого люблю
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
Каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют;
поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
Рене ДекартДорогие читатели!
Вы держите в руках философское сочинение книгу, которая называется «Азбука современной философии».
Главная причина любого философствования и основное свойство любого философа то есть «зерно» любой философии заключается в неудовлетворённости всем и вся, а по существу окружающим миром. Наиболее точно эту мысль выразил русский философ Николай Бердяев: «Философия не верит, что мир таков, каким [он] нам по необходимости навязан». Отсюда, из этого основного философского «зерна», сначала проклёвывается малюсенький «росточек» желания изменить мир так, чтобы он выглядел чуточку лучше, чем был до этого. Если за «росточком» как следует ухаживать: подкармливать, защищать, растить, то вскоре из него вырастает молодое «деревце» конкретного действия, направленного на изменение мира в лучшую сторону. А уже молодое «деревце» имеет впоследствии все шансы стать мощным «деревом» многих позитивных деяний, и зачастую именно так в философии всё и происходит.
Если говорить о данном, достаточно юном, философском «деревце», то у него имеются три главных особенности, отражённые и сконцентрированные в его названии: «Азбука современной философии».
Какой конкретный смысл вложен в эти слова?
Начнём по порядку со слова«азбука».
Главное свойство любой азбуки намеренная простота изложения материала. Азбука является началом, предтечей; её задача научить читателя воспринимать простое, одновременно с этим подготовив его к восприятию сложного.
Если говорить об этой философской азбуке, то и она ставит перед собой цель подать читателю философский материал в самом несложном виде. Слово «философия» с древнегреческого переводится как «любовь к мудрости». А одним из проявлений мудрости как раз и является способность самые сложные понятия объяснить максимально просто и доступно так, чтобы их понял даже ребёнок.
Однако ситуация, сложившаяся в философии, на данный момент такова, что далеко не каждый взрослый при погружении в философское сочинение способен с лёту ухватить суть, например, следующих строк:
«Проблема абстрагирующей деятельности мышления анализирует рациональное мышление как феномен»
Или, скажем, вот таких:
«Этимологические аллюзии способны привести к»
Или таких:
«Отсюда следует вывод, что логическая семантика»
Слова и выражения, приведённые выше, безусловно, являются верными, правильными и точными, но, к сожалению, понятными лишь узкому кругу специалистов. Люди, несведущие в области философии, половину из приведённых выше слов попросту не поймут. И это плохо, поскольку сама философия как раз нужна всем и философам, и не философам. Но не философы философское сочинение открывают тогда, когда ищут ответы на жизненно важные вопросы: «В чём смысл жизни?», «Существует ли Бог?», «Что такое человек?» А вместо этого получают «методологическую парадигму» или «универсум бытия».
Данная философская азбука не приветствует различные «слова-ширмы», «слова-головоломки», «слова-заумности» и «слова-невнятности» наоборот, она ставит перед собой цель быть простой, понятной и доступной как можно большему количеству людей. Поэтому читатель «Азбуки» не должен пугаться, если ему встретится какой-нибудь специфичный философский термин, непонятно каким образом прокравшийся в абзац и притаившийся между слов, если он продолжит чтение, то не далее, как в следующей строке этот термин будет объяснён самым решительным и беспощадным образом.
Второе слово в названии книги «современная».
Какие ассоциации возникают, когда думаешь о чём-либо современном или о современности вообще? Активность, новизна, глобальность, жизненность, практичность. Все эти характеристики вполне применимы и к современнойфилософии.