Точка 3. Если вам не хочется лазить по горам, нужно просто доехать на микроавтобусе 60 до конечной остановки в Заводском районе. Дальше нужно идти по посёлку в направлении Кумысной поляны. Доходите по дороге до подошвы горы и там видите обрывы и ямы, откуда местные жители берут глину.
Глина используемая при лепке жжёнки
Выписка из реестра.«Обожжённые игрушки должны иметь золотистый оттенок».
С обжигаемой игрушкой дело гораздо сложнее, чем с необжигаемой. Во-первых, в основной своей массе саратовские глины имеют в себе включения извести, а она после обжига или портит, или просто ломает изделие. Крупинка диаметром даже 0,1 мм. это беда. Очистка от таких включений всегда трудоёмка, сложна пыльна и грязна. А такой глины, чтоб была без известковых включений и давала в обжиге золотистый цвет в Саратове и рядом с ним я не находил.
Исходя из собственного опыта советую не заморачивайтесь с очисткой глины от извести, а возьмите глину из известных месторождений или с предприятий. Рядом с Саратовом есть два таких места, это предприятие «Керамика Золотое» и месторождение в г Вольске.
Чаще всего мастера используют глину из села Золотое, покупая её на предприятии «Керамика Золотое». Это сырьё уже подработано для изделий предприятия. То есть, в глину внесены осветляющие добавки. В этой смеси нет золотистости. Золотистость тамошним мастерам попросту не нужна, у них другие цветовые решения своих изделий. Так вот, саратовские мастера берут это сырьё и начинают лепить из него игрушки. Игрушки получаются совсем не золотистые. Значит необходимо в приобретённое сырьё сделать добавки.
Есть и ещё одна проблема. От одной купленной партии глины к другой цвета в обжиге могут быть неоднородны, одни светлее, а другие темнее. Для изделий предприятия «Керамика Золотое» это приемлемо, а для саратовской игрушки нет. В результате, каждую вновь купленную партию глины нужно проверять, проводя предварительный обжиг. Если после пробного обжига цвет черепка не удовлетворяет, то в эту глину нужно ввести необходимые добавки, чтоб игрушка была весёленькая, золотистая, оранжевого оттенка.
Для того, чтобы в ней появилась золотистость иногда бывает достаточно добавить немного коричневой глины или жёлто-коричневой. Без проб здесь не обойтись. Плохо в этом варианте то, что игрушечник привязан к проданной ему смеси и ему приходится отталкиваться от того что есть. Было бы хорошо приобретать на предприятии обожжённую пластинку из этой массы (пробу).
Чтобы найти глину около села Золотое, необходимо проехать по левому краю села почти до Волги. Затем, свернуть влево и доехать по асфальтированной дороге с километр, до залива и вы на месте. Там на волжских обрывах глины много.
Хороша глина в городе Вольске. Она уже в обжиге без добавочных компонентов чуть отдаёт золотом. Добавками светложгущихся глин её можно сделать светлее или желтее. Красивая глина. С ней надо работать. Её месторасположение: Вольск, микрорайон «Новосёлы», карьер завода «Красный октябрь». Глина находится в карьере слева. Цвет серый. Плавится при 920 градусов С, спекается при -850 градусов С. Её нам открыли вольские игрушечники. Нужно этим подарком города Вольска обязательно воспользоваться и организовать поставку этой глины для нужд игрушечников в Саратов. Это будет благое дело и послужит развитию нашей саратовской игрушки.
Некоторых игрушечников смущает цвет изделия золотистый. Золото́й цвет жёлто-оранжевый, а какой цвет золотистый? Золотистый, это или жёлто-оранжевый, или светло-оранжевый цвета. Хорошо, когда оба этих цвета присутствуют на игрушке. Например, игрушка светло-оранжевая, а по светлой оранжевости местами желтизна проступает.
Такую золотистость легко получить при обжиге в дровяной печи. Я обжигаю дедовским способом, пламенем, и наблюдаю эти оттенки по местам. Их создаёт открытый огонь. Тут главное при обжиге не угодить в оранжевость и не свалиться в желтизну или бежевость.
В электрическом муфеле такого разнообразия оттенков не получить. Муфель даёт ровный обжиг по всему телу игрушки. Здесь можно только недожечь, или пережечь изделие.
Чтобы получить похожие оттенки при обжиге в муфеле, нужно опылить сырое изделие (чтоб прилипло) в определённых местах, подходящими по цвету в обжиге глинами. Вот вам и будет золотистость. Пыли же надо совсем чуть-чуть.