Беседы с кураторами - Терри Смит страница 3.

Шрифт
Фон

Разумеется, собеседники Смита имеют очень различные интересы и подходы к искусству. И в то же время в их реакциях есть общая черта, которая явственно бросается в глаза. Я имею здесь в виду историзацию самого кураторства. Все участники бесед, говоря о своих проектах, характеризуют их посредством отсылок к другим выставкам, отмечая сходства и различия между своими практиками и проектами других кураторов. Иначе говоря, на наших глазах возникает другая, новая история искусства история выставок, сменившая историю художественного производства. Эта история с самого начала функционирует как история глобального, а не локального искусства и начинает диктовать свои оценки для релевантности тех или иных выставок и, соответственно, для выбора индивидуальных произведений искусства для этих выставок. Две выставки упоминаются при этом чаще других. Речь идет о выставках Харальда Зеемана «Когда позиции становятся формой» («When Attitudes Become Form», Кунстхалле, Берн, 1969) и Жана-Юбера Мартена «Маги Земли» («Les magiciens de la terre», Центр Помпиду, 1989). Первая из этих выставок была первой последовательной презентацией мирового концептуального искусства, которая маркировала переход от индивидуальных перформативных, процессуальных и инсталляционных практик к современному кураторству, а вторая маркировала начало новой эпохи глобализма, поскольку на ней в одном пространстве было представлено западное искусство и искусство незападных стран.

Эти выставки как и все прочие не сохранились. Сохранилась только документация этих выставок, а также критические реакции на них, которые часто были весьма негативными. Иначе говоря, историзация курирования есть лишь отчасти дело самих кураторов. В этом процессе задействована вся художественная система, включающая механизмы документирования искусства, журнальные и газетные публикации, издание каталогов и т. д. В последнее время предпринимаются попытки воспроизведения (re-enactment) прошедших выставок. Примером тому может служить воспроизведение той же выставки Зеемана «Когда позиции становятся формой» в Фонде Прада (Венеция, 2013). Но и такое воспроизведение является событием, от которого также остается только документация. Тем не менее здесь речь идет о следующем шаге в истории кураторства. Разумеется, в наше время можно говорить только о начале историзации кураторства. Однако нет сомнений, что эта историзация будет происходить параллельно развитию самих кураторских практик. И книга бесед Терри Смита о кураторстве представляет собой существенный вклад в этот процесс.

Предисловие Кейт Фаул

Замысел этого сборника начал давать всходы, когда Международная ассоциация независимых кураторов (ICI) открыла серию «Перспективы кураторства» книгой историка искусства Терри Смита «Осмысляя современное кураторство» (2012). Эта книга стала уникальным вкладом в формирующийся дискурс профессии, объективно описав ряд кураторских методов, которые сложились на протяжении последних двадцати лет, а также утвердив отличительные черты современной кураторской мысли отделяющие ее от художественной критики и истории искусства.

Книга сразу вызвала дебаты среди кураторов. Некоторые из них принимали, а некоторые отрицали то, как Смит очерчивает историю искусства, и его позицию «вовлеченного наблюдателя». Осознавая, что критические отклики могли бы расширить нашу способность как артикулировать, так и документировать интриги современного кураторства, Международная ассоциация независимых кураторов задумала серию бесед Смита с ведущими кураторами, историками, философами и директорами, задающими тон в мире современного кураторства.

С 2012 и до конца 2014 года диалоги проходили в формате как публичных мероприятий, так и частных бесед в Любляне, Мюнхене, Венеции, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сиднее и Токио. В некоторых из них принимали участие люди, с которыми Смит общался много лет, остальные были результатом первого знакомства. Затем все разговоры были расшифрованы и использованы в качестве основы для последующих дискуссий Смита с каждым из собеседников, в конечном счете формируя тексты, которые вы прочтете в этой книге.

Вопрос «как говорить о современном кураторстве» влечет за собой очень личные и нередко противоречивые или субъективные ответы, основывающиеся на определенных впечатлениях и случайностях. Однако когда он был задан принадлежащим разным поколениям участникам бесед, возникли некие общие темы, будь то важные выставки, насущные вопросы или рассуждения о развитии современных институций, созвучных искусству, культуре и публике сегодняшнего дня.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги