Александр Васильев - Рациональное общество. Том 3 (избранные статьи): очерки «философии движения»

Шрифт
Фон

Рациональное общество

Том 3 (избранные статьи): очерки «философии движения»


Александр Васильев

© Александр Васильев, 2022


Предисловие

Предисловия к первым двум томам относятся большей частью и к данному тому. Сведения о первичной публикации приведенных статей указаны в конце текста. Большинство из них откорректировано лишь в части орфографии и пунктуации, внесены изменения по форматированию текста. Существенные коррективы сделаны лишь в статье главы 3 («Философия движения» ).

Здесь необходимо дополнить предыдущие сведения в предисловиях пояснениями, которые относятся непосредственно к авторским исследованиям, обобщенно названным «философией движения». Это обозначение было обусловлено основной авторской целью  попытаться выстроить научную «трансмиссию» между естествознанием и обществознанием. Определенные возможности в этом плане проявились после раскрытия всеобщего функционального комплекса «живых организаций» (организмов) и системных исследований антропосоциогенеза, истории государственного и экономического развития. Дополнительное изучение научно-философского наследия по «организационной науке» А. Богданова, «общей теории систем» и другим системным обобщениям, а также исторические и философские исследования по естествознанию (Н. Ф. Овчинников и др.) привели к пониманию, что функции указанной «трансмиссии» может выполнить именно «философия движения». То есть она виделась как метанаука, назначенная установить научные связи не только между уровнями нашего мироздания,  через раскрытие закономерностей соответствующих движений, но и связать через научное представление развития движений, деятельностей, систем и комплексов деятельности все стадии и периоды общемирового общественного развития,  от первичной общины, существовавшей на основе естественных движений и целевых действий, деятельностей.

В этом плане данный том представляет, можно сказать, очерки «философии движения» в части естествознания и ассимиляции, развития естественных закономерностей движения «живым движением» ранних и последующих человеческих общественных формаций, «живых организаций» высшего эволюционного уровня. Таким образом, первые два тома представляют в этом плане очерки естественно-системной и социальной организации человеческого и общественного движения, показывают эволюционно-историческую реализацию «трансмиссии» от естественных процессов организации движений к социальным процессам, и объективную необходимость научного отражения этой трансмиссии философией движения «рационального общества». Соответственно сказанному выше многие статьи первых двух томов тоже представляют, в сущности, «философию движения» человека и общества, поскольку раскрывают в той или иной части и мере существующие закономерности их взаимозависимого движения. Поэтому выделение данного тома обусловлено лишь большим приближением к естествознанию, к законам движения в естественной природе (действующим и в обществе).

Введение автором «философии движения»,  которая отсутствовала в отечественной философии (а возможно и в мировой,  публикации автор не встречал),  если не учитывать короткий философский эпизод в период господства марксистско-ленинской философии,  Свидеpский В. И. Противоречивость движения и её проявления. Л., 1959, виделось полезным началом единения социально-гуманитарных наук именно на основе общенаучных системных знаний о движении, связывающих все уровни и сферы общественной и общемировой жизнедеятельности. А по отношению к автору она выполнила, конечно, роль «высокой планки» в научно-философском творчестве. О соответствии результатов многолетних эпизодических инициативных исследований (дополнительно к профессиональной деятельности) высоте этой «планки» судить, конечно, читателям. Думается, приведенная научная литература, в том числе в первых томах, будет хорошо содействовать пониманию изложенных материалов и их научно-философскому развитию. В качестве введения в «философию движения» послужат, думается, первые статьи.

1. Смотреть надо «сверху» и глубже, «в корень»!

Столь привычные нам общие ресурсы развития завоеваны и наработаны предыдущими поколениями. Все человеческие ресурсы сохранены и развиты до современных количеств и качеств на основе использования общих ресурсов. Таким образом, всё произведенное и производимое общественным производством, в т. ч. информационным (научным, творческим) изначально составляет общее благо  спектрально-комплексный ресурс дальнейшего общественного развития.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

fb2.zip txt txt.zip rtf.zip a4.pdf a6.pdf mobi.prc epub ios.epub fb3