Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Пост. Пасха. Пятидесятница - протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский страница 2.

Шрифт
Фон

И да будет сие для вас вечным постановлением,  говорил Иегова об очищении,  в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним (Лев. 21, 2930). Этот пост продолжался сутки: с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи.

Кроме того, всенародный пост был у евреев в десятый день десятого месяца (декабря)  в память осады Иерусалима Навуходоносором при царе Седекии (см.: Иер. 39, 19; 52, 4-11; 4 Цар. 25, 17); в девятый день четвертого месяца фаммуза (июня)  в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв (см.: Иер. 39, 2; 52, 67); в десятый день пятого месяца ава (июля)  по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом (см.: Иер. 39, 1214); в третий день седьмого месяца ради убиения Гедалии, или Годолии (см.: 4 Цар. 25, 25; Иер. 41, 13); и в тринадцатый день двенадцатого месяца в память поста Есфири (см.: Есф. 9, 3031), и так далее.

Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах, по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу как некоторые благочестивые люди, так и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну израильтян с коленом Вениаминовым израильтяне постились в Вефиле целый день (см.: Суд. 20,26). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников все израильтяне, по совету Самуила, постились также целый день (см.: 1 Цар. 7, 6). По погребении Ионафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, израильтяне постились семь дней (см.: 1 Цар. 31, 13). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день (см.: 2 Цар. 3, 3135), и так далее (см.: Пс. 34, 13; Лк. 2,37).

Пост хранили не только члены Ветхозаветной Церкви, но даже и язычники, например ниневитяне по внушению пророка Ионы (Иона, 3).

Подобно Церкви Божией Ветхозаветной, и Церковь Христианская от самого начала своего освятила пост. Примером и учением Самого Совершителя веры Иисуса Христа и святых Его учеников и апостолов пост, вместе с прочими средствами ко спасению, положен в основание здания Церкви Божией. Иисус Христос Сам постился сорок дней и во время Своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры А ты, когда постишься, помажь голову твою и у мой лице твое (Мф. 6, 1617). Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17,21). По примеру и наставлению Иисуса Христа, апостолы и ученики Его и сами постились (см.: Деян. 13,2; 14, 23; 2 Кор. 6, 5; 11,27), и заповедали также и верующим посты (см.: 1 Кор. 7, 5), которые Церковь Православная непрерывно и сохраняет до сих пор[2].

Иисус Христос и апостолы для Церкви Христианской указали на собственном примере образец и значение поста, заповедь и цель лощения, а также время поста.


Образец и значение поста


Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и апостолами. Они постились сами и своим примером показали значение поста, который, по их указанию, в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви. Впрочем, пост это не обыкновенное воздержание, предписываемое правилами благоразумия. Это воздержание высшее и священное: где пост, там и воздержание, но не всегда там пост, где воздержание.

Воздержание обыкновенное служит сохранению телесного здоровья и приличия, а пост благочестию и спасению. Воздержание естественное потребно всегда, а пост бывает временно. Первое есть правило благоразумия, последний есть заповедь Божия и Святой Церкви. Свойство обыкновенного воздержания всегдашняя умеренность во всяком роде пищи; условия поста количество, качество и время принятии пищи, дозволенной Церковью.

Пост, как говорится в Уставе церковном, определяется мерой, правилом и временем и бывает различным по строгости. Он может состоять в совершенном неядении, например, в продолжение трех дней (см.: Деян. 9,9) или даже более продолжительного периода времени (см.: Мф. 4,2). Это строжайший пост. Также пост состоит в сухоядении, состоящем во вкушении только хлеба, воды, сухих овощей и тому подобного; или во вкушении вареной пищи, с елеем и без елея, по обстоятельствам; или, наконец, во вкушении рыбы. Итак, пост в Церкви Православной имеет четыре главных степени, и вкушение рыбы составляет последнюю и легчайшую степень пощения.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге