Все произведения школьного курса в кратком изложении. 11 класс - Ксения Игоревна Марусяк страница 3.

Шрифт
Фон

1913 возвращение в Россию. До 1921 жил в Петербурге.

19171918 г.  в «Новой жизни» публикуется цикл статей («Заметок о революции и культуре») «Несвоевременные мысли».

1919 г.  по инициативе М. Горького организовано и им же возглавлено издательство «Всемирная литература».

1921 г.  Горький вновь покидает Россию в результате обострения туберкулёза.

1931 г.  возвращение в Россию. Вскоре Горький официально становится первым советским писателем. Для проживания писателю и его семье был предоставлен особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве.

1934 г.  Горький возглавляет Союз писателей СССР, созданный в том же году.

Горький общался с И. В. Сталиным, вёл с ним переписку. Благодаря Горькому была смягчена политика Сталина в отношении многих деятелей литературы и культуры.

Умер Горький 18 июня 1936 года. 20 июня были пышные похороны; урна с прахом М. Горького захоронена в Кремлёвской стене.

Старуха Изергиль

Жанр и общая характеристика произведения

«Старуха Изергиль»  рассказ, состоящий из трёх частей, две из которых легенды о Ларре и Данко обрамляют историю жизни и любви Изергиль. Рассказчица сама старуха Изергиль: она знакомит автора-повествователя (автобиографического героя) с мирами Ларры и Данко, её же история представляет собой композиционный и смысловой центр произведения. Читатель невольно соотносит образы Ларры, Данко и Изергиль. Посмотреть на три истории со стороны, соотнести их помогает нам смена точек зрения: с одной стороны мы видим художественный мир глазами рассказчицы, Изергиль, с другой стороны глазами автора-повествователя. Примечательно, что время действия обеих легенд (о Ларре и Данко)  время доисторическое, при этом их воскрешение в памяти старухи сюжетно оправдано: в настоящем мы находим приметы героев это тень Ларры и «голубые искры в степи»  искры «гордого сердца» Данко.

Все три истории о человеке, силе его чувств, страстях, о его одиночестве, исключительности, о его гордости, гордыне; и все они о людях по-своему свободных.

Горьковская концепция человека состоит в том, что человек становится смыслом всего, центром всего, ему подвластно многое. И мера свободы человека, которую можно (или нельзя) определить,  одна из основных проблем раннего творчества писателя.

Звучание темы свободы и её художественная реализация в отдельных текстах нередко дает право говорить о близости к традициям романтизма таких ранних произведений Горького, как «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».

Действительно, Горький обращается к поэтике романтизма: в рассказах появляются экзотические пейзажи, образы героев, казалось бы, созданы по всем «законам» романтизма двоемирие, непокорность, стремление к свободе, самобытность и неповторимость характеров. Однако это обращение к поэтике романтизма один из способов художественного воплощения и разрешения главной проблемы для писателя, в центре творчества которого человек.

Впрочем, Горький, пришедший в мир и в литературу, «чтобы не соглашаться», был одновременно и реалистом, и романтиком. Так высказался об одном из его ранних рассказов В. Г. Короленко (о «Челкаше»): «Я же говорил Вам, что вы реалист! <> Но в то же время романтик!»


Комментированный пересказ содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Старуха Изергиль предстаёт перед читателем на фоне романтического пейзажа: таинственная ночь «под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», к морю после сбора винограда идут молдаване, мужчины и женщины, «странные и сказочные». «Кто-то играл на скрипке девушка пела мягким контральто, слышался смех» Всё это звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки.

Старуха и повествователь остаются наедине «под густой тенью виноградных лоз <>, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю». Таков портрет самой старухи: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Отметим, что именно фигура автора-повествователя позволяет читателю сменить точку зрения: он изначально не воспринимается нами как герой, населяющий этот сказочный романтический мир: его отделяет от этого мира хотя бы происхождение он русский. Важно, что волшебная ночь увидена его глазами, им описан пейзаж, портрет старухи, в его словах появляется особая «чрезмерная» живописность языка художественного текста как еще одна примета поэтики романтизма.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке