Тит Нат Хан
Дзэн и искусство спасения планет
ZEN AND THE ART OF SAVING THE PLANET
by Thich Nhat Hanh
Copyright © 2021 by Plum Village Community of Engaged Buddhism.
Published by arrangement with HarperOne,
an imprint of HarperCollins Publishers.
© Линда Линн, перевод на русский язык, 2023
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
Предисловие
Сестра Истинная Преданность
Тит Нат Хан (или Тай, как мы его называем) поэт, ученый, борец за мир, мастер дзэн и человек действия. Он само воплощение вдохновляющей, решительной, сострадательной и бесстрашной преданности делу, которая рождается из безмятежности и мудрости. Тай учит, что практиковать медитацию значит «глубоко смотреть в самое сердце реальности и видеть то, чего не видят другие». Кроме того, он говорит: «Раз есть ви́дение, должно быть и действие. Иначе какой смысл видеть?»
Будучи монахом почти восемьдесят лет, Тай нашел замечательные способы сочетать практику медитации и осознанности с выдающейся деятельностью на благо мира и социальной справедливости; он вкладывает свою жизненную энергию в обучение следующих поколений буддистов и создание здоровых и осознанных сообществ, способных стать катализаторами изменений в мире.
В 1960-х годах Тай создал во Вьетнаме многотысячное молодежное движение социальных работников, после чего уехал на Запад, чтобы призывать к миру. Как ведущий сторонник ненасильственных социальных перемен, он сотрудничал с доктором Мартином Лютером Кингом младшим; их объединяла идея построить общество любви, свободное от разногласий, дискриминации и ненависти, общество, в котором возможен подлинный мир между всеми людьми и народами. В 1970-х годах вместе с друзьями и коллегами Тай организовывал спасательные операции в открытом море у берегов Сингапура и инициировал одну из самых первых международных экологических конференций в Европе. В последующие десятилетия Тай создал методы, с помощью которых можно научиться применять внимательность в повседневной жизни, доступные миллионам людей. Он делился своей концепцией сострадательного лидерства с политиками, бизнесменами, преподавателями, активистами, а в последнее время и с руководителями Кремниевой долины. Основываясь на непосредственном и часто болезненном личном опыте жизни и деятельности в наше нестабильное и конфликтное время, Тай разработал простой, но мощный кодекс глобальной этики надежный компас, помогающий двигаться вперед.
В настоящее время мы оказались в такой точке, где пересекаются мощные кризисы: проблемы окружающей среды, изменение климата, растущее неравенство, эксплуатация, расовая несправедливость и длительные последствия разрушительной пандемии. Ситуация более чем экстренная. Мы можем противостоять этим вызовам, используя лучшее, что у нас есть, то есть развивая ясность, сострадание и мужество. Мощная практика медитации и осознанности это не опиум, позволяющий отстраниться от событий, а способ по-настоящему успокоить ум и заглянуть вглубь, чтобы понять и себя, и мир. Основываясь на этом фундаменте ясности и проницательности, мы сможем предпринять максимально точные и эффективные действия, чтобы исправить ситуацию и создать культуру, в которой заложено уважение ко всем формам жизни.
Тай говорит нам, что «миру нужна не новая идеология или доктрина, а пробуждение, способное восстановить нашу духовную силу». Эта книга, отредактированная его учениками, предлагает самые вдохновляющие и своевременные поучения для нового поколения. Тай показывает нам, как прилагать неустанные усилия для поддержки общества и планеты и при этом не выгорать. Тай впервые попросил нас начать работу над этой книгой почти десять лет назад, и мы рады, что наконец-то собрали в одном томе его мощные поучения дзэн-буддизма о глубинной экологии, активном действии, построении сообщества и коллективном пробуждении, почерпнутые из сочинений нашего учителя, его бесед, интервью, бесед с учениками. Тай представляет практичную повседневную этику, которая способна направлять наши решения и поступки, преобразовывать ограничивающие повседневные привычки и помогать нам ощущать радость и смысл в каждом моменте. Тай объясняет, что без такой этики без духовного измерения, направляющего нашу повседневную жизнь, мы потеряем все.
До 2014 года пока Тай не перенес серьезный инсульт многие из нас жили рядом с ним и учились под его непосредственным руководством. Он заботился о нас, давал сложные задачи, подбадривал, а иногда и ругал. Он был любящим, как родной дедушка, и свирепым, как воин. Иногда он призывал нас совершать активные действия. Какая бы задача перед нами ни стояла, ее нужно было выполнять немедленно и четко (так, я узнала, что молодая ученица никогда не должна спрашивать своего учителя: «Ты уверен?»). В истинно дзэнском стиле Тай иногда говорил: «Не делай ничего, просто сиди и медитируй!» Бывало, он выпроваживал нас из зала для медитаций, чтобы мы завершили какое-нибудь важное и срочное дело. Зачастую требовалось настолько неотложное действие, что Тай с мягкой улыбкой и блеском в глазах напоминал: «Обедать необязательно. Человеческое тело может несколько дней обходиться без еды». А бывали и такие дни, когда мы работали столь усердно, что забывали поесть, и он, видя это, тихонько шел на кухню и готовил нам на ужин горячий суп.