Священное и мирское - Мирча Элиаде

Шрифт
Фон

Аннотация: Опираясь на обширные знания в области этнографии, теологии, истории религий, автор анализирует поведение и ощущения человека в мире, наполненном религиозным значением. Почему мы испытываем благоговение перед построенным новым домом; почему у каждого человека есть на земле место, куда ему постоянно хочется вернуться; почему ребенка при крещении опускают в воду; почему мы с нетерпением ждем нового года, связывая с ним многие надежды; что такое действительная и мнимая реальность, действительное и мнимое время для верующего; что означают некоторые религиозные праздники и как они влияют на сознание и поступки человека. На эти и многие другие вопросы даются ответы в этой книге. Для широкого круга читателей.

---------------------------------------------

Мирча Элиаде

ВВЕДЕНИЕ

Все еще помнят, какой резонанс в мире вызвала книга Рудольфа Отто«Das Heilige»[1](1917). Конечно, ее успех обусловлен новизной и оригинальностью подхода автора. Вместо того чтобы изучатьидеи Бога и религии, Рудольф Отто анализирует различные формырелигиозного опыта . Теолог и историк религий по образованию и психолог по призванию, он сумел раскрыть содержание религии и ее характерные черты. Ученый оставил в стороне все то рациональное и спекулятивное, что есть в религии, и вдохновенно описал ее иррациональную сторону. Отто прочитал Лютера и понял, что означает для верующего «живой Бог». Это не Бог философов и не Бог Эразма [2] это не какая-то идея, абстрактное понятие, простая моральная аллегория, это — страшнаямощь , проявляющаяся в божьем «гневе».

Рудольф Отто стремится показать в своей книге характерные черты этого страшного и иррационального опыта. Он обнаруживает, что священное —mysterium tremendum , [3]majstas[4] — подавляющая своим могущественным превосходством, — вызывает чувство ужаса. Он обнаруживаетрелигиозный страх передmysterium fascinans , [5] в котором раскрывается во всем совершенстве и полноте бытие. Отто определяет эти опыты какnumineuses(от латинскогоnumin — бог), т. е. божественные, так как все они вызваны открытием какого-либо аспекта божьей силы. Божественное выделяется как нечтоganz andere , [6] как абсолютно и полностью отличное: оно не похоже ни на человеческое, ни на космическое. Перед ним человек испытывает чувство собственной ничтожности, ощущает себя лишь какой-то тварью, лишь, говоря словами Авраама, [7] с которыми он обратился к Владыке, «прахом и пеплом» ( Бытие , XVIII, 27).

Священное всегда проявляется как реальность совсем иного порядка, отличная от «естественной» реальности. Для обозначения того, что заключено в выраженияхtremendum[8] илиmajestas , илиmysterium fascinans , мы наивно используем слова, заимствованные из сферы естественной или даже духовной, но не религиозной жизни человека. Однако такое использование лексики по аналогии обусловлено именно неспособностью человека выразитьganz andere , ведь и для обозначения того, что выходит за пределы естественного человеческого опыта, язык может использовать лишь те средства, что накоплены в языке благодаря этому опыту.

Даже по прошествии 40 лет исследования Р. Отто не утратили своей ценности. Я призываю читателя обратиться к ним и поразмышлять. Но в нашей книге мы избрали другой путь: мы стремились представить феномен священного во всей его сложности, а не только виррациональном аспекте. Нас интересует не соотношение рациональных и иррациональных элементов в религии, асвященное во всей его полноте .

Итак, первое определение, которое можно было бы дать священному, сводится к следующему: священное —это то, что противопоставлено мирскому . На следующих страницах мы попробуем проиллюстрировать и уточнить, в чем состоит это противопоставление.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги

Популярные книги автора