Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Русская душа, русская мысль, русская боль файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Нина Гайкова
Русская душа, русская мысль, русская боль
Статья первая. «Сверхвременная» и "сверхнациональная" Соборность.
Всех, которых пришёл искупить
Ты своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
(К.Р.)
Глава первая «Путь Милосердия».Вера и любовь основа жизни! Вселенная значит, все люди, населяющие нашу грешную землю. А выразил их «вселенскую тоску» о духовности, о праведности, конечно же, русский религиозный мыслитель, в год 900-летия Крещения Руси поведавший Западному Миру о русской идее, неотделимой от Образа Божественной Троицы, нашем единстве с «вселенским семейством Христа». Владимир Сергеевич Соловьёв и Николай Семёнович Лесков московский профессор и обедневший дворянин из глубинки, да и разница в возрасте целое поколение. Что же объединяет их?! Конечно, Русская Идея! И потому выбор эпиграфа отнюдь не случаен. Н.С.Лесков один из тех, кто, по его же словам, хорошо знал русский народ и, конечно, многие его персонажи воплощают то, о чём говорил тогда во Франции В.С.Соловьёв. (Да и стихи Великого Князя К.К.Романова воплощают и глубоко русскую, и общехристианскую идею одновременно).
Только тема статьи гораздо шире и глубже, чем просто сопоставления творчества великих русских писателей. Это лишь один из великого множества примеров русского соборного мышления. (И подобные примеры нам ещё встретятся но несколько позже.).
А сейчас внимательно прочитаем эти строки: «Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и чёрств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жёстко оно умирает. Чёрствость и сила спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит».
Изрёкший эту мысль вообще не имеет отношения к Христианству.
Это великий китайский философ, живший на рубеже шестого и пятого веков до Рождества Христова, Лао-Дзы. А приведены его слова здесь потому, что в качестве эпиграфа предваряют они одно из лучших истинно христианских произведений Николая Семёновича Лескова певца Святой Руси, «очарованного странника». Речь идёт о «Скоморохе Памфалоне» и к этому удивительному во всех смыслах произведению мы очень скоро обратимся и неоднократно.
А сейчас давайте ещё раз внимательно вчитаемся в слова, выбранные Н.С.Лесковым в качестве эпиграфа. Итак, русского православного писателя и великого китайца разделяют более двадцати веков и религиозные различия их весьма значительны! Тогда почему же делает такой выбор Н.С.Лесков?! Потому, наверное, что всё изречённое Лао-Дзы не утратило своей значимости для благочестивых людей разных времён и религий и не утратит никогда. В таком случае вслед за нашими русскими философами эти мысли можно назвать «сверхрелигиозными»..
Итак, эпиграф этот один из самых ярких примеров отражённого в названии, того, что соединяет и времена, и людей разных национальностей и разного вероисповедания духовно-нравственные ценности! И «о духе веры и любви» «тосковала» «душа вселенной», а не только русского, православного человека, хотя его душа, без сомнения, больше всех. Оттого и стало «ядром» данного исследования творчество Н.С.Лескова и, прежде всего, мучительный поиск Истины его героями.
Теперь же обратимся, наконец, к одному из самых удивительных произведений «Скоморох Памфалон». «В царствование императора Феодосия Великого жил в Константинополе один знатный человек, "патрикий и епарх", по имени Ермий. Он был богат, благороден и знатен; имел прямой и честный характер; любил правду и ненавидел притворство, а это совсем не шло под стать тому времени, в котором он жил». Итак, от очень больших духовных проблем современной писателю России от «Очарованного странника», «Соборян», «Запечатлённого ангела», «Мелочей архиерейской жизни» Н.С.Лесков «переходит» к векам начала Христианства. И не надо быть слишком проницательным, чтобы увидеть, что тот, кто «имеет прямой и честный характер; любит правду и ненавидит притворство», «не идёт под стать» и времени формального отношения к духовности без Патриарха, когда жил сам великий русский писатель. (См. сертифицированную статью смиренного автора «Россия, «Чающая движения воды»). Итак, автор обращается к раннехристианским легендам, которые русский народ передавал из поколения в поколение, потом записал а после была напечатана книга «Пролог» название, которой говорит само за себя. На основе этой книги Н.С.Лесков и создал «Скомороха Памфалона», «Прекрасную Азу», а также «Льва Старца Герасима», к которым мы обратимся позже. (Таких произведений, конечно, намного больше, но в данной статье мы будем обращаться именно к этим трём). Да и вообще глубинная связь, духовная преемственность Святой Руси «Православного Царства», как назвал её упоминаемый выше В.С.Соловьёв, и первых веков Христианства предмет особый.
Прежде всего главная наша служба Литургия создана шестнадцать веков назад!!! А сколько веков назад написана столь любимая и Православной Церковью, и русской литературой Псалтирь?! Вот и произведения Н.С.Лескова, герои которых «старше» самого писателя веков на пятнадцать шестнадцать, тоже воплощение этой великой связи и преемственности.