Монастыри и архиерейские дворы в документах XVIXVIII веков - Сборник статей страница 4.

Шрифт
Фон

В Кириллове монастыре хлебных запасов хватало для обеспечения нормального существования братии и всех живших в нем. Массовая продажа хлеба в 16021603 гг.  явление исключительное в хозяйственной жизни обители. Семенные же ссуды выдавались по челобитью крестьян на протяжении всего XVII в.[35], что обеспечивало ежегодный сбор хлебного оброка.

О количестве поступавшего зерна в монастырские житницы в начале XVII в. и его распределении можно судить по учетным книгам старцев-житников. Ниже публикуются сохранившиеся четыре приходные книги записи хлеба, собранного в селах[36] за 16031606, 1608/09 гг. и одна расходная «хлебная» книга 1614/15 г.[37]

Доставку в монастырь собранного на местах урожая контролировали (хлеб привозил «по грамоте») монастырские слуги (Третьяк Немиров, Русин Меркуров, Буслав Козляинов, Федор Розварин, Посник Михайлов, Федор Тимофеев и др.), приказчики (Григорий Вяткин, Борис Невежа, Нефед Иванов), священники приходских церквей (Иван из Рукины Слободки), а также рядовые кирилловские старцы (Вениамин Суворов, Иов Чапкин, Адриан Лихорев, Онуфрий Скобельцын, Досифей) и члены монастырского собора (Иван Леонтьев, Христофор Чудовский, Афанасий Родионов, Илларион Конанов, Феодосий Борков, Иосиф Монастырев, Измайло Животов)[38]. Осенью 1608 г. значительные объемы зерна доставили в монастырь выборные крестьяне десятские. Принимали из сел помимо оброчного хлеба, «приполонной» (урожай с монастырской пашни за вычетом семян), «испольной»[39] и «четвертной» (хлеб, полученный с арендной пашни из доли урожая), «пустотной» (урожай с пустой, временно заброшенной крестьянами земли). В небольших объемах в монастырь поступал «ссудный» и «вкладной» хлеб.

Зерно на местах и в житницах не взвешивали, а измеряли четвертями, осминами (0,5 четверти), четвериками (черпоками) (0,125 четверти), третниками (0,167 четверти) и чашами (0,018 четверти)[40]. Употреблялись и части третников и четвериков[41]. Вес четверти менялся на протяжении XVIXVII вв. Она могла вмещать от 4 до 8 пудов ржи. По мнению Н.В. Устюгова, в конце XVI начале XVII в. в Русском государстве бытовала четырехпудовая четверть как официальная мера[42]. Помимо государственной (официальной) четверти широко бытовали местные меры. На вес четверти также влиял объем наполнения емкости могли мерить «с верхи» или «под гребло». По данным Г.В. Абрамовича и А.Л. Шапиро, на новгородских землях в 16101620 гг. четверть с верхом вмещала на 10 % больше хлеба, чем «под гребло»[43].

КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКА

Зерно на местах и в житницах не взвешивали, а измеряли четвертями, осминами (0,5 четверти), четвериками (черпоками) (0,125 четверти), третниками (0,167 четверти) и чашами (0,018 четверти)[40]. Употреблялись и части третников и четвериков[41]. Вес четверти менялся на протяжении XVIXVII вв. Она могла вмещать от 4 до 8 пудов ржи. По мнению Н.В. Устюгова, в конце XVI начале XVII в. в Русском государстве бытовала четырехпудовая четверть как официальная мера[42]. Помимо государственной (официальной) четверти широко бытовали местные меры. На вес четверти также влиял объем наполнения емкости могли мерить «с верхи» или «под гребло». По данным Г.В. Абрамовича и А.Л. Шапиро, на новгородских землях в 16101620 гг. четверть с верхом вмещала на 10 % больше хлеба, чем «под гребло»[43].

В Кирилло-Белозерском монастыре бытовали четверти разного объема: старая и новая оброчные меры[44]. По приходным «хлебным» книгам с октября 1603 до начала 1605 г. зерно в селах и в монастырской житнице мерили разными мерами, причем в книге, составленной осенью 1604 г., «недомер», установленный житником в монастыре, учтен не во всех записях и часто приписан другим почерком. Расхождения местных мер с оброчной составляли от 3 до 20 %. Сохранившиеся хозяйственные книги не называют причин отмеченного явления. На основе анализа поступлений хлеба из отдельных сел можно установить величину «недомера», чаще всего он был не более 1012 %. Такой процент соответствовал практике измерения «с верхами» и «под гребло». В «хлебной» книге 1608/09 г. упомянута только одна четверть: «оброчная монастырская мера»[45]. Унификация единицы измерения зерна, возможно, связана с приходом на игуменство выдающегося церковного деятеля Матфея[46].

Сведения о количестве хлеба, поступившего в кирилловские житницы, сведены в табл. 36. В них включены наши подсчеты на основе первичных записей передачи зерна в монастырь: «Декабря в 1 день по грамоте Третьяка Немирова привезено Старые Ергы оброшные 37 чети с осминою и с полуосминою ржы <>»[47]. Подсчеты житников о количестве поступившего хлеба из отдельных сел, а также общие итоговые данные, зафиксированные в приходных книгах, часто не совпадают с пересчетом отдельных поступлений. Как правило, наши подсчеты дали несколько бо́льшие суммы, нежели указанные писцами. Расхождения могут быть вызваны тем, что в рукопись вносилась правка, но не менялись общие подсчеты, а также неточностью счета при подготовке документа. Дабы наиболее корректно представить показатели источников, в табл. 4 и 6 подсчеты писцов включены отдельной строкой. Как правило, расхождения незначительные: в табл. 4 около 1 %, в табл. 6 около 4 %; в отдельных селах процент расхождения повышается до 20 %. В приходной книге 1603/04 г. (см. табл. 1) житник не суммировал объемы поступавшего хлеба, в приходной книге 1605/06 г. (табл. 5) наши подсчеты почти везде совпадают с итоговыми данными источника, несовпадения отмечены в примечаниях к таблицам.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке