При оценке показателей публикуемых приходных «хлебных» книг также следует учитывать, что в них фиксировали не весь собранный хлеб. Только в приходной книге 1605/06 г. мы находим поступления зерна из Околомонастырья[48] (табл. 5), но здесь нет сведений о собранном хлебе в селах Тутаново и Кукобой. Признавая условность наших подсчетов, можно всё же определить минимальные ежегодные сборы хлеба в монастырь, а также рассмотреть динамику поступления зерна из отдельных сел после голодного 1603 г.
Несмотря на плохие погодные условия, на кирилловских землях осенью 1603 г. было собрано более 4,5 тысяч четвертей, учитывая примерное поступление зерна с Околомонастырья (1 тысяча четвертей)[49] (см. табл. 3). Этого количества хватило бы для обеспечения хлебом кирилловских насельников (совокупная норма потребления по смете 1601 г. составляла 3806 четвертей, см. табл. 1). Однако дефицит мог составить 1024,6 четверти, если учесть количество овса, необходимое для содержания лошадей[50] (1718,6 четверти, см. табл. 10). На следующий год было собрано почти в два раза больше зерновых, что уже полностью покрывало дефицит (см. табл. 4). В 1605 г. житницы монастыря пополнились почти на 8 тысяч четвертей хлеба, включая сборы с Околомонастырья (см. табл. 5). В отдельных белозерских и пошехонских селах наблюдается положительная динамика сбора хлеба в 16041608 гг. (табл. 7, 8). В Заозерских селах, расположенных на берегах Белого озера, сбор зерновых после 1603 г. увеличился в разы (табл. 7).
Таким образом, несмотря на непростую климатическую ситуацию в начале XVII в., организация зернового хозяйства позволяла Кирилло-Белозерскому монастырю собирать с вотчинных земель количество хлеба, необходимое для поддержания нормального жизненного уровня всех насельников обители.
Представленный выше материал показал, что вскоре после 1603 г. можно говорить о полном или почти полном восстановлении «зернового производства» на кирилловских землях. Это же подтверждает и высокая урожайность зерновых в 16041606 гг. на околомонастырской пашне[51]. Средняя урожайность ржи «в самах» составила в 1604 г. 4,47, в 1605 г. 4,04, в 1606 г. 3,77[52]. Урожайность овса в эти годы значительно колебалась от сам1,32 до сам8, урожайность ячменя на отдельных пашнях достигала сам7,33[53].
Самые ранние сведения о распределении хлеба, собранного из сел и хранившегося в житницах на территории монастыря[54], содержит публикуемая нами расходная книга 1614/15 г.[55]. Из табл. 9 видно, что в этом году было расходовано более 7,5 тысяч четвертей «всякого хлеба». Существенная часть ржи и овса шла на питание насельников (на муку и крупу 43,7 %, на солод[56] 29,2 %, что составляет более 70 % всего учтенного в расходе зерна, см. табл. 10).
Много «чистого», «невейного» и «пушного» овса шло на корм лошадей (22,7 %). Овес выдавался также «проезжим людям» «всяких чинов»: борисоглебским слугам «дан третник овса чистаго», «козаком же ферапонтовским приставом на лошади дан черпок овса чистаго», «митрополичья сына боярского Ивана Варганова человеку его дан третник овса», «Стефанове матери Чернеева на дорогу дано пол-осмины же овса», «дано князю Матфею Шеховскому на лошеди осмина овса», «князю Никите Волконскому дано четь овса», «посланником от боярина государева Бориса Михайловича Лыкова Григорью Озерову дан третник овса», «дано Ивану Ушакову, государеву дворянину, пол-осмины овса», «московскому гонцу Козме Ростовцу дано черпок овса», «з Белаозера ехал гонец с отписками ко князю Борису Лыкову к Вологде Борис Маракишев, дано ево лошадем пол-осмина овса чистого», «сын боярской з Белаозера приезжал, дано ево лошаде полчерпка овса»[57].
Рожь и овес посылали на Белоозеро воеводе и приказным людям. Записи дают возможность проследить смену воевод в непростые для Русского Севера годы[58]: «10 января 1615 г. <> отпущено на Белоозеро воеводе Петру Чихачеву, да нижегородцкому архимариту Маркелу, да Борису Никифоровичю, да дияку Ивану Федорову 7 чети овса да четь ржи»[59]; 1 февраля 1615 г. «воеводе Нелюбу Семеновичю Суколенову четь овса»[60]; 18 марта «на Белоозеро ехал на воеводство Иван Головин, лошадем ево дано четь овса»[61]. Приказным людям на Белоозеро зерно выдавалось почти каждый месяц.
«Всякий мелкий росход» составлял в Кириллове всего 2 %. Однако в социальном отношении эти раздачи хлеба представляют значительный интерес. Так, деревни Шидьяра «Сергушину племяннику слепова Ивашку дан черпок овса», «великосельскому крестьянину дано 2 черпка овса», «Мосяге карголомцу дано пол-осмины овса», «по келарскому приказу Алимпеевой[62] матери дано пол-осмины овса, черпок ржи»[63]. В июле и в августе 1615 г. посылался хлеб в женский Горицкий монастырь: «дано в Горы в Воскресенской девич монастырь 35 старицам 4 чети 3 черпки ржи, старице по черпку <> Да тем же старицам дано 8 чети и пол2 осмины овса, старице по полуосмине овса. Того же дни дано в Горы старицам, старице Фетинье с сестрами 5 чети ржы. Да опосле дано старице Еуферье Монастыреве в Горы же осмина ржи»[64]. Старцам Никитского монастыря было выдано 20 четвертей овса. Отметим, что практика выдачи хлеба отдельным лицам и старцам в другие монастыри зафиксирована и в хозяйственных книгах, в которых учитывали расход муки, толокна и сухарей за 16121620 гг.[65]