Публикуемые ниже хозяйственные материалы Кирилло-Белозерского монастыря позволяют воссоздать организацию «хлебного хозяйства» и обеспечения хлебом не только монахов, но и многочисленных слуг, служебников, мастеровых, нищих и прочих людей в одной из прославленных обителей Русского Севера.
Таблица 1
Норма годового потребления хлеба насельниками Кирилло-Белозерского монастыря по смете расходов 1601 г. (в четвертях)1
Публикуемые ниже хозяйственные материалы Кирилло-Белозерского монастыря позволяют воссоздать организацию «хлебного хозяйства» и обеспечения хлебом не только монахов, но и многочисленных слуг, служебников, мастеровых, нищих и прочих людей в одной из прославленных обителей Русского Севера.
Таблица 1
Норма годового потребления хлеба насельниками Кирилло-Белозерского монастыря по смете расходов 1601 г. (в четвертях)1
1 Таблица составлена по: Смета 1601 г. С. OLVII OLVIII.
Таблица 2
Запасы хлеба в Кирилло-Белозерском монастыре на 1 сентября 1601 г. (в четвертях)1
1 Таблица составлена по: Опись 1601 г. С. 226; Смета 1601 г. С. OLXIV.
2 В том числе 24,5 четверти ярицы (яровой ржи).
Таблица 3
Хлеб, собранный в селах Кирилло-Белозерского монастыря осенью 1603 г. (в четвертях)1
1 Таблица составлена по: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Д. 679; подсчеты наши.
2 Топоним «Заозерские села» объединял села с деревнями, расположенными на северном и южном берегах Белого озера: Вашки, Кивуй, Мегра, Покровское (Кема), Лоза (Антушевское), Городище, Карголома.
3 В том числе 25 четвертей овса оставлено на ссуду крестьянам.
4 К Романовой Слободке тянули села Новая Ерга, Старая Ерга, Ярогомж, Троицкое, Елизарово Раменье (Раменье), Паштач (Об этом см.: Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XVXVII вв. М.; Л., 1951. С. 128).
5 В том числе 26 четвертей купленной ржи.
6 В том числе овес, собранный в Талицах.
7 В том числе овес, собранный в Окоемове.
Таблица 4
Хлеб, собранный в Кирилло-Белозерском монастыре осенью 1604 г. (в четвертях)1
1 Таблица составлена по: Архив СПбИИ РАН. Кол. 260. Оп. 2. Д. 24. Л. 128; подсчеты наши.
2 Географический топоним «Заозерские села» объединял села с деревнями, расположенными на северном и южном берегах Белого озера: Вашки, Кивуй, Мегра, Покровское (Кема), Лоза (Антушевское), Городище.
3 Общий итог поступления хлеба из Заозерских сел отсутствует; в эти графы включены данные из промежуточных итогов отдельных сел.
4 К Романовой Слободке тянули села Новая Ерга, Старая Ерга, Ярогомж, Троицкое, Елизарово Раменье, Паштач (Об этом см.: Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XVXVII вв. М.; Л., 1951. С. 128).
5 У писца в итоге (1600,3 четверти) не включены сведения о поступлениях хлеба из села Троицкого (л. 25, 25 об.); при этом общая сумма принятого зерна из Романовой Слободки полностью совпала с нашими подсчетами.
6 Данные приведены по промежуточным итогам писца, общий итог в ркп. неверен 688,2 четверти.
7 Записи обрываются, итоговые сведения о количестве поступившего овса и ячменя отсутствуют; в таблицу включены наши подсчеты отдельных поступлений этих зерновых культур.
Таблица 5
Хлеб, собранный в Кирилло-Белозерском монастыре осенью 1605 г. (в четвертях)1
1 Таблица составлена по: Архив СПбИИ РАН. Кол. 260. Оп. 2. Д. 15. Л. 121 об.
2 Географический топоним «Заозерские села» объединял села с деревнями, расположенными на северном и южном берегах Белого озера: Вашки, Кивуй, Мегра, Покровское (Кема), Лоза (Антушевское), Городище.
3 Здесь и далее подсчеты наши, расхождения с подсчетами писца в ркп. незначительны, единица и выше отмечены в примечаниях.
4 К Романовой Слободке тянули села Новая Ерга, Старая Ерга, Ярогомж, Троицкое, Елизарово Раменье, Паштач (Об этом см.: Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XVXVII вв. М.; Л., 1951. С. 128).
5 Монастырская и пустая пашня.
6 В ркп. 887,3.
7 Крестьянская пашня. В сумму подсчетов включен «недоборный хлеб» 112 г. (1604 г.), собранный в 1605 г.
8 В том числе яровая рожь (ярица).
Таблица 6
Хлеб, собранный в Кирилло-Белозерском монастыре осенью 1608 г. (в четвертях)1
1 Таблица составлена по: Архив СПбИИ РАН. Кол. 260. Оп. 2. Д. 15. Л. 121 об.; подсчеты наши.
2 Географический топоним «Заозерские села» объединял села с деревнями, расположенными на северном и южном берегах Белого озера: Вашки, Кивуй, Мегра, Покровское (Кема), Лоза (Антушевское), Городище.
3 Подсчеты наши по итогам писца в отдельных селах, общий итог писца (л. 26) составил 249,98.
4 К Романовой Слободке тянули села Новая Ерга, Старая Ерга, Ярогомж, Троицкое, Елизарово Раменье, Паштач (Об этом см.: Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XVXVII вв. М.; Л., 1951. С. 128; в публикуемой рукописи перечень приселков не указан).
5 У писца итог не подведен, в таблицу включены наши подсчеты.
6 У писца не включен оброк с крестьян за 1608 г.
7 У писца не включен оброк с крестьян за 1608 г.
Таблица 7
Расход хлеба (зерна) в Кирилло-Белозерском монастыре в 1614/15 г. (в четвертях)1
1 Таблица составлена по: Архив СПбИИ. Кол. 260. Оп. 2. Д. 64; подсчеты наши.
2 В расходной книге чистый вес (1.1), выданный в разные службы и разным лицам на кормление лошадей в итоговой записи в ркп. сгруппирован в два показателя: 1) «на конюшню жеребцам стоялым и всяким розъезжим лошадем», 2) «около монастыря по службам и всяким проезжим людем». Наши подсчеты этих показателей проведены по иному принципу. В первой строке (1.1.1) даны сведения о количестве чистого овса, выданного на содержание всех монастырских лошадей независимо от места их нахождения, включая овес, полученный кирилловскими слугами и крестьянами при выполнении ими на монастырских лошадях отдельных поручений, в том числе в тех случаях, когда они ездили «по соль». Во второй строке (1.1.2) даны показатели выдачи овса «ловцам», лицам, обеспечивавшим привоз рыбы в монастырь. В расходной книге нет сведений о географии «повозов» и конкретных лиц, выполнявших эту работу. В третьей строке (1.1.3) указано количество овса, которое выдавалось казакам, т.е. тем, кого нанимал монастырь для определенных работ. Вероятно, «ловцы» и казаки возили на своих, а не на монастырских лошадях. В четвертую графу (1.1.4) включены сведения о выдаче овса посторонним лицам, приезжавшим в монастырь.