По кончине о. Иоанна братия Псково-Печерского монастыря приложила большие усилия, чтобы собрать письма о. Иоанна разных лет. Духовные чада о. Иоанна, а также многие из тех, кому он в свое время помог советом, пошли навстречу Псково-Печерской братии. В результате появилось собрание писем о. Иоанна. Эта книга пользуется большой популярностью – она выдержала уже несколько переизданий.
Еще одним собранием писем можно считать книгу поздравлений – эти открытки с поздравлениями и краткими духовными советами о. Иоанн посылал их друзьям и духовным чадам к Пасхе и Рождеству. Они также были собраны Псково-Печерской братией уже по кончине о. Иоанна.
«Настольная книга для монашествующих и мирян» была составлена о. Иоанном из отрывков различных аскетических творений.
Все эти сочинения объединяет главная мысль – насущная необходимость христианина быть верным Христу и Его заповедям, невзирая на соблазны падшего мира. По мысли о. Иоанна – это «единое на потребу» и ведет человека ко спасению.
Та же мысль присутствует и в предлагаемом читателю настоящем сборнике. Каждая фраза о. Иоанна – следствие его огромного духовного опыта. Он не просто дает советы, ныне уже из вечности – он сам прошел путь следования за Христом. Поэтому, его слова о том, как избегать соблазнов мира, как нести свой крест и в чем искать утешения, особенно ценны.
Анна Маркова
Промыслительные удары от Бога
Без Бога… жить нельзя, но только медленно и мучительно умирать, наблюдая повсеместное разрушение жизни вокруг себя.
* * *
Грехи, которые творятся в ведении, порождают болезни, совершенно связывающие человека.
Особенно тяжкие последствия смертных грехов несут те, кто творил их в ведении.
* * *
Есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. И враг на согрешающих смертными грехами предъявляет свои права. Результат этого Вы реально ощущаете в своей жизни. Наберитесь терпения в молитве и в сознании, что несете от Господа данную епитимию.
*** ***
Господь творит только благо, только добро, но воля темной силы и наша человеческая воля, делающая выбор между добром и злом, причина того зла, которое усматриваете Вы теперь в своем прошлом, и в настоящем.
* * *
Не Господь наказывает нас, нет! Наказываем себя мы сами – тем, что живем без Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий. И «наказание» или жизненная туга – это его проделки.
* * *
Куда бы мы не поехали, наш спасительный крест легче не станет. Внешние скорби отступят, но тут же навалятся внутренние, еще более тяжкие и глубокие.
Одно ясно, что от Креста освобождаться мы можем, только совсем отойдя от Бога. Но тогда вместо Креста наденем другое ярмо и безнадежное.
Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего.
* * *
Чаще к Богу приводит сейчас беда, когда сердце будто умирает от горя; приходят и такие, которые начали познание духовного мира с близкого касания к темной, все убивающей силе.
* * *
У Господа ни ошибки быть не может, ни неправды. Ты проходишь жизненный урок и пока, не делая для себя выводов правильных, буксуешь на одном и том же.
* * *
Страшные болезни нашего времени породило безбожие. И болезни эти такого свойства, что не поддаются искусству врачей, но требуется желание больного выздороветь и его хоть малые усилия к тому. А если усилия подкрепляются обращением к Богу за помощью, то, поверьте, болезнь отступит. Но как часто теперь страдают близкие, а больной глух и слеп и погружается все глубже в трясину греха.
* * *
От креста нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение.
* * *
Примите все скорби, какие переживаете через свое чадо, как очистительное наказание за свое прошлое и научитесь благодарить Бога за все, сознательно и ответственно, принимая все от Руки Божией.
* * *
Ради наших грехов жизнь вокруг становится невыносимой тугой, и каяться надо в этом, ожидая помощи и прощения от Бога. И милость Божия не замедлит. А если для очищения от прежней черноты нашей нужны болезни и скорби, то надо претерпеть их без ропота и с благодарностью Богу.
* * *
Тяготы нашей теперешней жизни рождены мраком наших грехов. И только терпение и покаяние, да еще благодарность Богу помогут нам пройти сквозь них во спасение.
Грех, прилагаясь ко греху, рождает беззаконие, беззаконие разоряет весь строй жизни. И ни один человеческий суд не утешит Вас сейчас, ведь над Вами, слава Богу, сейчас, а не после смерти, совершается Суд Божий.
Только страдания, только боль – своей епитимьей держат людей в рамках человеческого достоинства, не давая им опускаться до бесчеловечности.
* * *
Милостив Господь – учит нас уму-разуму, а теперь чаще, чем когда-либо ранее, лекарствато все прискорбные да болезненные. Уж очень много мы дел непотребных натворили, прежде чем о Боге задумались.
* * *
Источник всех неприятностей и зол надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе.
* * *
Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете почему? Да потому что совсем отошли от Источника жизни – от Бога.
Мы теперь, понаделав в жизни таких безобразий, которых нашим бабушкам и дедушкам и представить было невозможно, не желаем терпеть очистительных покаянных скорбей. Ведь одно дело – покаяние словом, и совсем другое – делом. И нетерпением спасительных скорбей дальше изрываем под собой яму.
* * *
Без Бога и раньше-то жизнь шла кувырком, а теперь и подавно, когда враг получил свободу искушать и соблазнять людей, именно из-за того, что они не знают Бога.
Когда люди живут без Бога, то жизнь превращается в ад, и за ней уже следует ад в вечности.
* * *
Трудности нынешнего времени усугубляются нашим маловерием, неумением быть последовательными в том, что избираем, и духовным одичанием общества.
* * *
Беда людей… в том, что они утратили главное в жизни – понятие о Боге и Его благом Промысле, созидающем жизнь всего мира и каждого человека отдельно.
* * *
Неужели Промысл Божий ушел из нашей жизни, оставя нас на произвол человеческих страстей и вражьей тирании? Нет, быть этого не может. А значит, камо бежим от лица Божия, от гнева Божия, от любви Божией? Любовь Божия возвела нас на Крест, и только этот Крест нам во спасение.
А грех отступления от Бога ни аллопатия, ни гомеопатия, ни остеопатия не излечат. Но ведь именно в этом корень наших бед и болезней ныне – это та действенная и горькая терапия, которая возвращает заблудших на путь спасения к Богу.
Муки и терзания будут преследовать Вас до тех пор, пока не осознаете необходимости последовать за зовом Божиим.
* * *
Мы, Господи, гордынею и злыми порождениями ее отравляли свою жизнь, удаляя себя от Тебя, закрывали доступ Благодати Божией к нашим душам, а потому не имеем радости, счастья, блаженства.
* * *
В отношении к Богу, Который посылает или попускает нам те или иные испытания, мы грешим: безнадежностью, ропотом, даже хулой на Бога, посылающего, по нашему мнению, «несправедливые» и «непосильные» кресты.