Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Рыцари. Полная иллюстрированная энциклопедия файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Сергей Жарков
Рыцари: первая полная энциклопедия
© Жарков С., 2016
© ООО «Издательство «Яуза», 2016
© ООО «Издательство «Эксмо», 2016
Глава 1. Рыцари – конница Западной Европы VIII–XVI веков
В Средние века в государствах Западной Европы основной ударной силой на поле боя были закованные в броню конные рыцари, вооруженные копьями. Именно на мощном таранном ударе копья конного рыцаря, который оказался наиболее эффективным на поле боя, основывается вся последующая рыцарская тактика ведения средневекового сражения. Во времена Средневековья насилие и жестокость были обычным делом. Практически все слои населения носили при себе личное оружие для того, чтобы защитить свою жизнь. Качество и вид оружия напрямую зависели от толщины кошелька. Так, например, богатый рыцарь-феодал мог себе позволить заказывать свое оружие и снаряжение у самых знаменитых оружейников своего времени. Рыцари и воины со средним достатком в основном подбирали себе оружие и снаряжение уже из готовых изделий, которые во множестве встречались в различных оружейных лавках.
Рыцарские традиции складывались веками. Рыцари высоко ценили воинскую отвагу, презирали опасность, осуждали жадность и не прощали предательства. Рыцарями не рождались. По сложившемуся обычаю, воину дворянского происхождения присваивали звание рыцаря. Рыцарями могли быть только дети аристократов. Интересным фактом являлось то, что чем многочисленней была аристократия той или иной страны, тем труднее было молодым дворянам получить звание рыцаря. Так, например, во Франции и Арагоне посвящений в рыцари было немного, а вот в Англии и Кастилии, наоборот, очень много. Кстати, влияние родового происхождения на допущение в рыцарское сословие в странах Европы также отличалось. Например, во Франции, чтобы стать рыцарем, требовалось дворянское происхождение, а вот в Испании, Германии и Англии дворянское происхождение не было необходимым условием. Но в целом возведение в рыцари воинов не дворянского происхождения не одобрялось. Так, например, в 1281 году Филипп Смелый наложил денежное взыскание на графа Неверского за то, что он посвятил в рыцари двух братьев не дворянского происхождения со стороны отца. Кстати, на братьев Филипп также наложил денежный штраф и аннулировал их рыцарское звание. Но после того как он увидел, как сражаются разжалованные им рыцари, убедился в их воинском мастерстве и в проявленой ими невероятной храбрости на поле боя, восхищенный Филипп утвердил братьев в их рыцарском звании и вернул им часть взятых в качестве штрафа денег. Рыцарство поставило рыцарей и дворян всех европейских стран на одну ступень. Это давало возможность младшим сыновьям из дворянских родов, не имеющим своих владений, своим мечом и храбростью заслужить почетное звание «рыцарь», что, в свою очередь, позволило им в военном и общественном отношении быть на равных со старшими сыновьями, владевшими фамильными землями. Поэтому в Средние века молодые дворяне прилагали немалые усилия, стремясь получить рыцарское звание, ставившее их в равное положение с влиятельными феодалами и дававшее большое преимущество в устройстве карьеры, которое не могло обеспечить иногда даже богатство.
Юные дворяне уже с ранних лет готовились стать рыцарями. До 10 лет будущего рыцаря воспитывали родители. Вначале за мальчиком присматривала мать, а после 7 лет его обучением занимался отец, который обучал сына основам верховой езды и основным элементам владения оружием. Для укрепления и развития тела мальчика заставляли делать различные физические упражнения. Также мальчик изучал Свяенное Писание и слушал рассказы о подвигах великих героев прошлого и настоящего. Когда мальчику исполнялось 10 лет, его отправляли к достойному рыцарю (обычно это был дальний родственник), у которого он должен был жить и воспитываться дальше. Так, вдалеке от дома, будущий рыцарь с десятилетнего возраста начинал обучаться искусству быть воином. Попав к рыцарю, мальчик первоначально становился пажом. Паж занимался самой разнообразной домашней работой, а также прислуживал за столом. Помимо этого, его обучали военному делу и правилам поведения в обществе. Особое внимание уделялось физической подготовке будущего рыцаря. Упражнения на развитие силы и выносливости были разнообразные. Так, например, мальчика заставляли бросать камни, бегать, прыгать, лазать по деревьям и штурмовать различной сложности укрепления. Еще мальчика обучали, искусству верховой езды, умению точно в цель метать копье и стрелять из лука, плавать, фехтовать холодным оружием и бороться без оружия. Все эти занятия способствовали быстрому профессиональному росту будущего рыцаря.
Рыцарь, священник и крестьянин. XIII в. Миниатюра из фламандского манускрипта конца
По достижении 14 лет пажа специальным обрядом переводили в разряд оруженосцев.
С XI в. в странах Западной Европы было распространено убеждение, что общество состоит из трех поддерживающих друг друга групп: тех, кто воюет, тех, кто работает, и тех, кто молится, что и изображено здесь. Эта идея лежала в основе папской политики вербовки участников Крестовых походов. Те, кто работает и молится, должны оставаться дома, помогая воюющим трудами рук своих и молитвами.
Обратите внимание на изображение средневекового военного дублета с кольчужными вставками. Оруженосец завязывает кольчужную «юбку». Шлем рыцаря – большой бацинет – и доспехи лежат на столе. Также показано специальное древковое оружие ближнего боя, которое использовали рыцари в XV в., когда сражались пешими, облаченные в полные пластинчатые доспехи. Этим оружием являются комбинированный топор и альшпис. Комбинированный топор состоит из лезвия топора, граненого стального шипа и крюка. Рыцари, сражаясь комбинированным оружием, не только применяют сокрушающие удары лезвием топора, но и используют другие преимущества комбинированного оружия, такие, как колющие удары стальным шипом в сочленения доспехов, а также захваты крюком конечностей тела противника. Другое оружие рыцаря – альшпис – это древковое оружие, представляющее собой четырехгранный наконечник со щитком «ронделем» для защиты кисти руки, предназначенное для силового пробивания сочленения латных пластин рыцарского доспеха.
Оруженосец одевает рыцаря для участия в пешем турнирном поединке 1480 г. Миниатюра из манускрипта «Как должно вооружаться ратному мужу»
Оруженосец сопровождал своего рыцаря в военных походах и на турнирах. В обязанности оруженосца входило: нести и содержать в боевой готовности оружие и снаряжение рыцаря, помогать рыцарю надевать доспехи перед боем, а после снимать. Еще оруженосец исполнял роль личного слуги рыцаря, ухаживал за его лошадьми, собаками и прислуживал за столом. Кстати, во времена Средневековья прислуживать при столе своего господина не считалось чем-то позорным. Так, например, граф Артуа с помощью графа Суасонского прислуживал своему брату королю Людовику IX за столом в лагере при Сомюре. Оруженосец не имел права вмешиваться в разговор рыцарей. Он должен был присматриваться к манере рыцарей и учиться держать и вести себя согласно установившимся общественным правилам приличия. Как уже говорилось, оруженосец должен был сопровождать своего господина-рыцаря в военных походах и турнирах. Кстати, у некоторых знатных рыцарей было несколько оруженосцев, которые несли оружие и снаряжение рыцаря, а также вели специально подготовленного боевого коня, на которого рыцарь садился непосредственно в день битвы. В походе рыцарь, как правило, ехал на обычном коне и, лишь получив известие о приближении неприятеля, вооружался при помощи оруженосцев и пересаживался на боевого коня. Во время боевых действий оруженосцы выстраивались каждый за своим рыцарем. После чего рыцари начинали атаку. Обычно во время боя оруженосцы пребывали в роли зрителей. Каждый оруженосец должен был во время боя внимательно следить за своим господином, чтобы своевременно оказать ему помощь, будь то замена коня или оружия. В случае ранения рыцаря оруженосец был обязан прийти на помощь своему хозяину и прикрывать его от вражеских ударов. Если рыцарь побеждал и пленял противника, то охрана пленных возлагалась непосредственно на оруженосца. Таким образом, получалось, что оруженосец, даже если он не принимал непосредственного участия в битве и был просто наблюдателем, имел прекрасную возможность, глядя со стороны на сражение, учиться ведению боевых действий. Помимо этого, оруженосец должен был в совершенстве овладеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, стрельбой из лука, искусству поединка с оружием и без, соколиной охотой, плаванием, игрой в шахматы и сложением стихов.