Постигая искусство фехтования, оруженосцы использовали деревянное или затупленное железное оружие. Кстати, помимо фехтования оруженосец должен был уметь метать в цель не только копье, но и кинжал, нож, топор и даже меч. Особое внимание уделялось навыку управления конем без помощи рук, так как в одной руке воин держал щит, которым отражал удары противников, а в другой руке сжимал оружие (копье или меч и т. п.), которым сам наносил удары. Для овладения техникой нанесения таранного удара копьем воины практиковались на специальных тренажерах различной сложности.
Оруженосец регулярно принимал участие в детских и тренировочных турнирах, которые проводились каждые 2–3 недели для проверки успехов в овладении оружием. Кстати, для того чтобы рыцарь свободно действовал в бою, несмотря на тяжесть защитного снаряжения, его еще с детства приучали носить доспехи. До наших дней сохранилось множество комплектов полных доспехов, рассчитанных на подростков и даже мальчиков 7 лет. Пажи и оруженосцы даже танцевали, будучи облаченными в доспехи; такая тренировка способствовала привыканию будущего рыцаря к весу снаряжения и заодно развивала координацию движения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тренированный оруженосец мог в полном вооружении без помощи стремян запрыгнуть на коня или влезть на высокую лестницу только при помощи рук.
По окончании обучения, достигнув определенного мастерства, оруженосец в возрасте 18–22 лет посвящался в рыцари, правда, известны немногочисленные факты, когда оруженосец, являясь опытным и знаменитым бойцом, доживал до седых волос, но так и не получал рыцарского звания. Разница между рыцарем и оруженосцем была существенной. Это выражалось даже в их одежде. Так, например, оруженосец мог носить только серебряные украшения, а золотые полагалось носить рыцарям. Также оруженосец не имел права надевать пурпур. Он мог себе позволить только шелковые и меховые одежды.
Посвящение оруженосца в рыцари приурочивалось к большим праздникам (Пасха, Троица, свадьба или крещение принца и т. д.) и сопровождалось торжественной церемонией. Также посвящение в рыцари могло происходить и на поле битвы, если молодой аристократ совершал героический поступок, заслуживающий высокой награды.
Посвящать в рыцари мог король, глава рыцарского общества, а по необходимости и любой аристократ, имеющий рыцарское звание. Отличительным знаком рыцаря являлись рыцарский пояс (его носили не на талии, а на бедрах), перевязь и позолоченные шпоры.
Тренажер для отработки копейного удара. Рисунок XV в.
Самым простым тренировочным снарядом являлся вбитый в землю столб, на котором закрепляли щит или доспех, а иногда и просто надевали деревянную бочку, все это сооружение служило в качестве противника. От конного воина требовалось нанести точный и мощный удар копьем, так, чтобы столб свалился на землю. Для придания реализма поединка вместо простого столба устанавливали специальный манекен, изображающий вооруженного воина (чаще всего сарацина). Тренирующийся, нанося удар копьем, целился в точку между глаз этой фигуры. Более сложный тренировочный тренажер представлял собой вкопанный в землю шест, на котором размещалась свободно вращающаяся фигура воина в полном вооружении. Фигуру, помещенную на оси, располагали так, чтобы удар копьем, пришедшийся не в центр, а сбоку, заставлял ее вращаться с большой скоростью, при этом оружие фигуры наносило тренирующемуся ощутимый удар. Чаше всего оружием фигуры служил простой мешок с песком, который при вращении мог выбить из седла неловкого всадника.
Опоясывание мечом являлось важным ритуалом посвящения в рыцари. Меч (нем. Schwert; англ. Sword; франц. Épée; испан. Espada; итал. Spada) – вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком (нем. Klinge; англ. Blade), остроконечным или закругленным у острия, длиной более 60 см, весом не менее 600 г, предназначенного в основном для рубящего удара, но не исключает и колющие. Обычный вес одноручного меча с клинком около 80 см и черенком рукояти 12 см составляет 1100 г. При этом ширина клинка у пятки 4–7 см, сужается до 2–4 см, толщина клинка у пятки примерно 0,5 см, у острия 0,25 см. Для удобства в применении и некоторой защиты кисти руки рукоять меча снабжена гардой. Клинок меча снабжен углублениями-долами для облегчения. Меч принято носить в ножнах, сделанных из дерева, покрытых кожей или дорогой тканью, украшенных и укрепленных металлическими накладками. Ножны крепились в большинстве случаев перевязью к поясу.
На Мильвийском мосту 6 мая 1312 г. должно было состояться решающее сражение. По старому обычаю, король перед (ожидаемым) боем посвятил в рыцари нескольких отличившихся дворян, среди которых первое место занимал Рудольф, герцог Баварский (воины отличились в битве при Трипецоне). В случае посвящения в рыцари на поле боя весь обряд посвящения ограничивался тремя ударами мечом по плечу вновь посвящаемого, причем произносились следующие слова: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и св. великомученика Георгия жалую тебя в рыцари». Затем следовало лобзание. На рисунке изображен в окружении воинов король Генрих VII, обнимающий герцога. За ними видны знамена Фридриха Гогенцоллерна и щит владетеля Флекенштайна (они также были здесь посвящены в рыцари). Однако решающей битвы в этот день так и не произошло. Принц Иоанн отвел свои войска в отвоеванные им части Рима.
Посвящение в рыцари. Миниатюра XIV в.
Посвящение в рыцари на Мильвийском мосту. Миниатюра из рукописи XIV в. Текст под рисунком гласит: «Король (Генрих VII) посвящает Рудольфа, герцога Баварии, и многих (других), сражавшихся на лугу Нуарон, в рыцарское сословие»
Рыцарский пояс и меч XIV в. Реконструкция XIX в. Такой массивный, богато украшенный рыцарский пояс (особый интерес вызывают поясные накладки в форме рыцарского замка) мог себе позволить в то время только очень состоятельный рыцарь. Одноручный меч имеет предохранительную цепь (если даже меч выбивали из рук рыцаря, он его не терял), один конец которой прикреплен к кольцу, надетому на рукоять меча, а второй – к нагруднику доспеха (начиная с конца XIII в. рыцарский шлем, меч и кинжал имели такую цепь, которая крепилась к поясу сюркота, но после 1300 г. их стали прикреплять заклепками или скобами к нагруднику доспеха)
В Средние века в Западной Европе у рыцарей существовало два правила ведения военных действий. Одним пользовались, когда противник был благородного происхождения, то есть столкновение происходило между благородными рыцарями, и такой вид войны носил название «честная война». При таком ведении боевых действий не дозволялось применение «грязных приемов», бой проходил с соблюдением всех правил и условностей, предписываемых рыцарской наукой. Основной задачей для рыцарей являлось не физическое уничтожение противника, а выяснение, кто сильнее. Проигравшие рыцари попадали в плен к более удачливому сопернику. Пленение противника делалось с целью получения выкупа. За рыцаря благородной крови, принадлежавшего к высшему обществу и происходившего из древнего и богатого рода, можно было получить огромную сумму денег. С пленными рыцарями хорошо обращались, они как бы являлись гостями радушных хозяев, и единственным отличием было присутствие вооруженной охраны.
Вторым видом ведения боевых действий являлась так называемая «смертельная война», во время которой разрешалось применение любых приемов для достижения победы над врагом. Данная война применялась против всех нехристиан (мусульман и язычников и т. д.), а также против еретиков и прочих врагов христианской церкви. При ведении боевых действий во время «смертельной войны» следовало не брать пленных, рекомендовалось добивать раненых, а также необходимо было преследовать отступающего неприятеля до полного его уничтожения. Разрешалось применение любых пыток по отношению к высокопоставленным пленникам с целью получения сведений. Рекомендовалось убивать вражеских гонцов и глашатаев, нарушать различные договоры и соглашения, если это могло принести выгоду в борьбе с врагом. С гражданским населением на территории противника можно было поступать максимально жестоко, вплоть до полного уничтожения. Основной целью «смертельной войны» являлось уничтожение противника. Но во многих сражениях Средневековья, происходивших между европейскими государствами, вышеупомянутые приемы ведения боевых действий смешивались в зависимости от национальных чувств одной из армий. Тем более что ополчение европейских армий в большинстве случаев состояло из простолюдинов, которые не имели законного права брать в плен благородных рыцарей противника с целью получения выкупа, а если к этому добавить еще и межсословную ненависть, то нечему удивляться, что поверженного на землю или раненого вражеского рыцаря ополченцы попросту забивали до смерти, не забывая при этом обобрать труп.